Раздел программы: «Информация и информационные процессы. Системы счисления».
Тема урока: Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы счисления в позиционную.
Тип урока: урок с применением компьютерных технологий.
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: второй урок по теме «Системы счисления».
Оборудование: комплекс, состоящий из демонстрационного экрана, проектора и компьютера; компьютерный класс, оснащенный современной техникой, с операционной системой Windows 9х или выше, пакет программ Microsoft Office.
Цели урока:
- Учебная – совершенствование навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую.
- Развивающая – развитие внимательности, памяти, алгоритмического мышления.
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся со способом перевода чисел в позиционные системы счисления.
- Углубление, обобщение и систематизация знаний по позиционным системам счисления.
- Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
- Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
- Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования нового типа мышления, так называемого оперативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
План урока:
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос (мотивационное начало урока).
- Изложение нового материала с применением компьютерной презентации. Составление учениками во время урока краткого конспекта текста лекции, решение примеров по изучаемому алгоритму. (Приложение 1)
- Закрепление изученного материала. Тестовая проверочная работа, выполненная в Excel программе. Вариант №1 (Приложение 2), Вариант №2 (Приложение 3)
- Итог урока. Домашнее задание.
Самоанализ урока:
Для проведения этого урока необходимо оборудование кабинета современным компьютером с демонстрационным экраном; при проведении урока используется программное обеспечение Windows2000 и выше; слайд-фильм, составленной самой в PowerPoint; тест, составленный в Excel.
Соблюдаются требования ТБ и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. Вместо карточек с заданиями теста используются ученические компьютеры с заранее загруженными тестами.
Для подготовки учащихся к восприятию нового материала, активизации их умственной деятельности в качестве мотивационного начала урока в течение 3-5 минут проводится фронтальный опрос. Изложение нового материала проводится с применением современных компьютерных технологий (презентации). Для закрепления и проверки знаний была проведена тестовая проверочная работа, также с использованием компьютерных технологий (электронной таблицы). При использовании такой технологии полностью сохраняется педагогическая доминанта, и учитель ни на минуту не исключается из учебного процесса. При этом в полной мере могут быть учтены и дидактические задачи, и творческие интересы учителя, и особенности класса, и индивидуальные склонности каждого ребенка. Т.е. она позволяет расширить вариативность и информационного и учебно-методического обеспечения урока и полнее реализовать, например, принципы личностно-ориентированного образования.
На уроке использовались опорные знания учащихся по предметам школьного курса. Применение современных компьютерных технологий и специально разработанного программного обеспечения развивает и закрепляет интерес учащихся к предмету.
Выполнение тестовой работы в электронных таблицах и показ слайд-фильма в презентации активизирует желание учащихся самостоятельно познакомиться с новыми программами Microsoft Office, т.к. изучение данных тем проводится только в 11 классе. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся их внимание акцентируется на теме в ходе диалога. В результате учащиеся на уроке проявили хорошую степень усвоения учебного материала.
Это показывает, что цели урока были достигнуты.
Фронтальный опрос.
- Что такое система счисления?
- В чем основное отличие позиционных и непозиционных систем счисления?
- Что такое основание системы счисления? Примеры.
- Каково наименьшее основание для позиционной системы счисления?
- Даны числа:123; 303; 400 – в какой наименьшей системе счисления они могут быть записаны?
- Дано число 153 в 8 с.с. какой эквивалент в 10 с.с. ему соответствует (у доски)?