Гласная буква в слабой позиции

Разделы: Начальная школа


Тема: Гласная буква в слабой позиции.

Цель урока:

  • Закрепить правила произношения безударной гласной;
  • углубить понятие орфограммы, учить выделять орфограмму;
  • Формировать орфографическую зоркость, развивать орфографические навыки;
  • Учить бережному отношению к природе.

ХОД УРОКА

I. Порисуем

Выполняется рисунок в квадрате, сначала учениками на доске, затем учениками в тетради.

– Кого нарисовали? Запишем слова: утка, лебедь, гусь, птица, пингвин.
– Какое слово можно  написать под каждым рисунком?
– Какая буква спрятана во всех рисунках? Какой рисунок полностью повторяет эту букву?
– Какие три точки можно выделить, чтобы правильно написать Е (выделите в клетках на доске).
– Напишите одну строчку Е.
– Что можете сказать о букве Е?

II. Какие еще гласные буквы знаете? Сколько их? Запишем гласные первого ряда, на другой строчке гласные вторго ряда:

а   о   у   ы   и   э
е   ё   ю   я   и   е

– Сегодня мы будем говорить о безударной гласной. Какая гласная лишняя? Почему? Зачеркнем ее.
– Чем отличается гласная в сильной позиции от гласной в слабой позиции?
– Всегда ли гласная в слабой позиции произносится нечетко?
– Давайте проверим: все ли гласные произносятся нечетко в слабой позиции?
– Выделим гласные – орфограммы, поставив ударение в записанных словах.
– Почему же не все безударные гласные выделяются?
– Можно ли сделать вывод, что гласная а всегда слышится так, как пишется?
– Прочитайте слово на доске так, как оно произносится: канарейка.

Вывод: значит нужно смотреть гласную в слабой позиции, на конце слова и в середине.

III. – Как называется все живое на Земле? Запишем (Животный мир). Выделим орфограммы – гласные, поставим ударение.
– Мне очень нравятся мультфильмы о животных, особенно там, где поет черепаха:
Я на солнышке лежу
И на солнышко гляжу.
– А вам?
– Запишем начало этой веселой  песенки. Выделим орфограммы – гласные, поставив ударение.
– Зачеркнем цветным карандашом все орфограммы в двух рядах гласных, которые мы уже выделили.
– Давайте вспомним, еще о ком поет черепаха?
– Самый страшный? Крокодил. Запишем это слово. Выделим орфограммы.
– Много в мире страшных животных, например, есть очень ядовитая змея – гюрза. Встреча с ней опасна? Но может ли человек таких животных уничтожать? Почему?
– Есть короткое слово, которым можно заменить слова животный мир. Оно записано на доске. В нем нет ни одной орфограммы. (Фауна, экология).
– Какое это слово? Почему у без ударения и не является орфограммой?
– Прочитать второе слово. Кто его слышал? Что оно означает?
– Продолжим предложение: Животный мир – это фауна.

IV. Самостоятельная работа

– Запишите любое предложение из упражнения 25, выделите орфограммы.

Вывод: буквы а и ы ясно слышатся на конце слов, буквы у, ю не являются орфограммами в середине слова. На конце слова иногда бывают. Об этом мы подробно поговорим  на других уроках.

V. Комментированное письмо

– Запишите предложения:

Ежи живут в лесу.
Над водой летела чайка.

– Выделите все орфограммы – гласные. Есть ли орфограммы – гласные в сильной позиции?

VI. Если время позволит – загадки о животных.

VII. Итог урока

– Чтобы правильно записать гласную в слабой позиции надо:

  • Попытаться проверить ударением;
  • Применить правила жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • Если не удастся первое и второе запомнить написание.