Тема: Гласная буква в слабой позиции.
Цель урока:
- Закрепить правила произношения безударной гласной;
- углубить понятие орфограммы, учить выделять орфограмму;
- Формировать орфографическую зоркость, развивать орфографические навыки;
- Учить бережному отношению к природе.
ХОД УРОКА
I. Порисуем
Выполняется рисунок в квадрате, сначала учениками на доске, затем учениками в тетради.
– Кого нарисовали? Запишем слова: утка, лебедь,
гусь, птица, пингвин.
– Какое слово можно написать под каждым
рисунком?
– Какая буква спрятана во всех рисунках? Какой
рисунок полностью повторяет эту букву?
– Какие три точки можно выделить, чтобы
правильно написать Е (выделите в клетках на
доске).
– Напишите одну строчку Е.
– Что можете сказать о букве Е?
II. Какие еще гласные буквы знаете? Сколько их? Запишем гласные первого ряда, на другой строчке гласные вторго ряда:
а о у ы
и э
е ё ю я и е
– Сегодня мы будем говорить о безударной
гласной. Какая гласная лишняя? Почему? Зачеркнем
ее.
– Чем отличается гласная в сильной позиции от
гласной в слабой позиции?
– Всегда ли гласная в слабой позиции
произносится нечетко?
– Давайте проверим: все ли гласные произносятся
нечетко в слабой позиции?
– Выделим гласные – орфограммы, поставив
ударение в записанных словах.
– Почему же не все безударные гласные
выделяются?
– Можно ли сделать вывод, что гласная а
всегда слышится так, как пишется?
– Прочитайте слово на доске так, как оно
произносится: канарейка.
Вывод: значит нужно смотреть гласную в слабой позиции, на конце слова и в середине.
III. – Как называется все живое на
Земле? Запишем (Животный мир). Выделим
орфограммы – гласные, поставим ударение.
– Мне очень нравятся мультфильмы о животных,
особенно там, где поет черепаха:
Я на солнышке лежу
И на солнышко гляжу.
– А вам?
– Запишем начало этой веселой песенки.
Выделим орфограммы – гласные, поставив ударение.
– Зачеркнем цветным карандашом все орфограммы в
двух рядах гласных, которые мы уже выделили.
– Давайте вспомним, еще о ком поет черепаха?
– Самый страшный? Крокодил. Запишем это слово.
Выделим орфограммы.
– Много в мире страшных животных, например, есть
очень ядовитая змея – гюрза. Встреча с ней
опасна? Но может ли человек таких животных
уничтожать? Почему?
– Есть короткое слово, которым можно заменить
слова животный мир. Оно записано на доске. В нем
нет ни одной орфограммы. (Фауна, экология).
– Какое это слово? Почему у без ударения и не
является орфограммой?
– Прочитать второе слово. Кто его слышал? Что оно
означает?
– Продолжим предложение: Животный мир – это
фауна.
IV. Самостоятельная работа
– Запишите любое предложение из упражнения 25, выделите орфограммы.
Вывод: буквы а и ы ясно слышатся на конце слов, буквы у, ю не являются орфограммами в середине слова. На конце слова иногда бывают. Об этом мы подробно поговорим на других уроках.
V. Комментированное письмо
– Запишите предложения:
Ежи живут в лесу.
Над водой летела чайка.
– Выделите все орфограммы – гласные. Есть ли орфограммы – гласные в сильной позиции?
VI. Если время позволит – загадки о животных.
VII. Итог урока
– Чтобы правильно записать гласную в слабой позиции надо:
- Попытаться проверить ударением;
- Применить правила жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- Если не удастся первое и второе запомнить написание.