«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».
А.С.Пушкин
Тема урока: «Площадь параллелограмма».
Цели урока:
- Учебные:
- вывести формулу для вычисления площади параллелограмма и показать применение этой формулы в процессе решения задач;
- совершенствовать навыки решения задач.
- Развивающие:
- развитие у учащихся самостоятельности, инициативы и творчества, способности к самоорганизации, точности и ясности речи;
- формирование навыка исследовательской деятельности;
- повышение уровня математической культуры учащихся.
- Воспитательные:
- воспитывать толерантность и умение работать в группах.
Подготовка к уроку
- класс разбивается на равносильные группы;
- на доске заготовлены рисунки к каждой задаче (можно проектировать на доску при помощи проектора и тогда ученики могут делать записи маркером возле рисунка);
- каждому ученику выдается карточка с задачами, где он будет записывать решение (Приложение 2).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщить тему урока и сформулировать цели урока.
II Актуализация знаний учащихся
1. Теоретический опрос:
– Назовите изображенные на доске
четырехугольники (Приложение 1,
слайд 1);
– Назовите четырехугольники, площади которых мы
изучили (назвать формулы);
– Перечислите основные свойства площадей.
2. Решение развивающих задач:
№ 1. Точки А1, В1, С1, D1 – середины сторон квадрата АВСD , а точки А2, В2, С2, D2 – середины сторон квадрата А1В1С1D1. Что больше SАВСD или SА1В1С1D1 + SА2В2С2D2? (Приложение 1, слайд 2)
№ 2. Изобразите любой квадрат. Пользуясь угольником постройте квадрат вдвое меньшей площади, чем данный квадрат. Предложите разные решения задачи. (Приложение 1, слайд 3)
3. Решение задач с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала
№ 3 (Приложение 1, слайд 4)
а) Дано: АВСD – параллелограмм, ВМ перпендикулярна AD, СN перпендикулярна AD.
Доказать: SABM = SDCN. (Док-во у доски)
б) Найти SABСD, если ВМ = 4 см , MN = 6 см.
III. Изучение нового материала
Ввести понятие высоты параллелограмма
(Сделать рисунок в тетрадях)
Перпендикуляр, проведенный из любой
точки одной стороны к прямой, содержащей
противоположную сторону, называется высотой
параллелограмма.
Сторона, к которой проедена высота, называется – основанием,
а перпендикуляр – высотой
параллелограмма.
ВН – высота, проведенная к стороне АD, ВК – высота, проведенная к стороне СD.
Учитель: Дорогие ребята, перед выполнением следующих заданий немного отдохнем, т. е. сделаем физкультминутку. Упражнения, которые мы сейчас будем выполнять, повысят вашу работоспособность, улучшат настроение.
Упражнения для глаз:
- вертикальные движения глаз вверх – вниз;
- горизонтальное движение вправо – влево;
- вращение глазами по часовой стрелке и против;
- закрыть глаза и глазами «нарисовать» параллелограмм и провести.
Массирование ушных раковин (массировать так, чтобы уши горели)
- потягивание за мочку сверху вниз;
- потягивание ушной раковины вверх;
- потягивание ушной раковины к наружи;
- круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Задача
Дано: АВСD – параллелограмм, АD = a, ВН – высота, ВН = h.
Найти: SАВСD
Решение: построим еще одну высоту СМ. Т.
к. прямоугольные треугольники АВН и СМD равны
по катету и гипотенузе, то и площади их равны.
Тогда SАВСD = SНВСМ = АD • ВН, т. е. SАВСD
= ahа.
В тетрадях записать Sпаралл. = ahа, где а – сторона параллелограмма, hа – высота, проведенная к этой стороне. (На обсуждение задачи в группах отводится несколько, минут затем один ученик из любой выходит к доске решать ее по готовому рисунку.)
(Приложение 1, слайд 5)
Вывод:
1) сформулируйте теорему о площади
параллелограмма, используя понятия высоты
и основание параллелограмма;
2) для параллелограмма АВСD запишете
формулы площади и назовите для каждой формулы
высоту и основание.
SАВСD = AD • BM = CD • BK
IV. Закрепление изученного материала
№ 4. Дано: АВСD –
параллелограмм; |
№ 5. Дано: АВСD –
параллелограмм |
V. Подведение итогов урока (рефлексия)
1. Закончи предложение:
- «Сегодня на уроке я повторил…»
- «Сегодня на уроке я узнал…»
- «Сегодня на уроке я научился…»
- «Мне понравилось на уроке…»
2. Заполни таблицу:
Задания Оценка |
Домашнее |
Знание теории |
Задачи |
Итоговая оценка | |||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | |||||
Оцени себя сам | |||||||||
Оценка группы | |||||||||
Оценка учителя |
VI. Домашнее задание:
1) п.51, вопрос № 4; задачи № 460, № 461.
2) Творческое задание: Из набора
равнобедренных прямоугольных треугольников,
которые равны между собой, (боковая сторона
треугольника равна 4 см (30 треугольников)).
3) Составить: квадрат площадью 16 см2, ромб с площадью 32 см2,
прямоугольник с площадью 32 см2, квадрат с
площадью 64 см2, параллелограмм и трапецию с
площадью 48 см2.