Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: «Родительный и винительный падежи имен существительных единственного числа».

Цель:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся при расширении знаний о падежах;
  • научить различать родительный  и винительный падежи имен существительных единственного числа;
  • использовать знания при написании безударных окончаний имен существительных;
  • развивать интеллектуальные умения, создать эмоционально-ценностное отношение к предмету;
  • повторить правила дорожного движения, пополнить словарный запас по теме: «Правила дорожного движения».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Эмоциональный настрой и разминка кистей рук

Просмотр отрывка из кинофильма «Гарри Поттер и тайная комната», в котором Гарри Поттер и его друг Рон Уизли возвращаются в школу чародейства и волшебства «Хогвартс».

Учитель. Трудно найти в наше время человека, который не хотел бы иметь хороший автомобиль. Как вы думаете? Но, имея автомобиль, человек должен знать и соблюдать правила дорожного движения. Ведь обычным людям, в отличие от Гарри Поттера, приходится ездить по дорогам, а не летать по воздуху. Сейчас вам предоставляется возможность согнуть себе автомобили из бумажных квадратов. Вспомните, как вы это делали на уроках оригами.

Ребята сгибают фигуру «автомобиль».

Учитель. Готово? Молодцы! А теперь мы отправимся в путь, чтобы исследовать одну из проблем русского языка. Всё будем записывать в специальных маршрутных листах. Запишем дату нашего исследования.

3. Минутка чистописания

Учитель. Пока прогреваются наши автомобили, запишите ответы «да» или «нет»:

– Что хотите – говорите: красный свет – проезда нет?
– Что хотите – говорите: каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой?
– Что хотите – говорите: но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите?
– Что хотите – говорите: мы всегда идём вперёд только там, где переход?
– Что хотите – говорите: мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора?

4. Словарная работа

Учитель. Чтобы успешно проделать весь путь, надо заправиться. Из данных слов возьмите только первые слоги и запишите полученные слова, ставя знак ударения.

На экране появляются группы слов:

Автор, товарищ, мотор, бильярд.
Вода, диван, тельняшка.
Свежесть, топор, форма.
Доля, родина, газон.
Пена, шелест, ходики.
Пенал, ребус, ходули.

Учитель. Теперь проверьте, есть ли в вашей записи слова, обозначающие следующее:

И горят в глазах жука
два блестящих огонька.
И колёса, и мотор,
мчаться чтоб во весь опор.

– Человек, управляющий автомобилем.
– Если он вышел из строя, может произойти авария.
– Её можно переходить только в специально отведённом месте.
– Доскажи ещё одно словечко.

Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин …

– Его можно встретить на перекрёстках дорог. Бывает подземный и наземный.

Затем на экране появляются слова: автомобиль, водитель, светофор, дорога, улица, тротуар, пешеход, переход.

Учитель. Подчеркните сложные слова.

Ученики по экрану проверяют правильность выполнения. Далее появляется предложение: Полотенцем вам дорога.

Учитель. Как по-другому можно сказать эту фразу?

Ответы.

Учитель. Итак, скатертью всем нам дорога!

5. Исследовательская работа

Учитель. И вот мы на перекрёстке. Это опасное место. Здесь много неожиданностей. Чтобы правильно выполнять дальнейшие действия, надо вспомнить, что мы знаем о родительном и винительном падежах, и записать  это на  чертеже проезжих частей дорог.

На экране появляется таблица.

Учитель. Как вы думаете, какая проблема перед нами стоит?

Ответы.

Учитель. Чтобы правильно различать родительный и винительный падежи, нам предстоит провести исследование.

Ситуация первая.

На экране появляется запись:

1 скл.

Дорожка около дома (Р) _________________.
Не выходи на дорогу (В) ________________ свет.

2 скл.

Запчасть для колеса (Р).
Отош.л от автомобиля (Р).
Занесло на перекрёсток (В), на поле (В).
Через ветровое окно (В).

3 скл.

Зависит от скорости (Р).
Вошли в туннель (В).

Учитель. Как определили родительный и винительный падежи у существительных 1, 2, 3 склонения?

Учащиеся называют недостающие слова и букву, затем выясняется, что падежи определялись по опорным словам, вопросам, предлогам. Заполняют таблицу падежных окончаний.

  Родительный Винительный
1 скл. ы, и у, ю
2 скл. а, я о, е,
3 скл. и

Учитель. Чтобы сделать заключительный вывод, необходимо будет разобрать ещё несколько ситуаций после паузы.

Физкультминутка

Учитель. Покажите ответы на следующие вопросы движениями.
– Как живёте?
– Через дорогу как идёте?
– Как на красный свет бежите?
– А на зелёный –  как стоите?
– На дорогах как шалите?
– На жёлтый свет опять бежите?
– Как по «зебре» вы идёте?
– Как в транспорте шум создаёте?

Ситуация вторая. Сложная. Предлоги отсутствуют.

Запись предложений:

Нет машины, площадки.
Куплю машину, площадку.
Установка дорожного знака.
Пропустил дорожный знак.
Укрепление педали.
Укрепил педаль.

Учащиеся определяют падежи, задавая вопрос. Окончания существительных сверяют с таблицей.

Ситуация третья.Особенная. Отсутствуют предлоги. Вопрос «кого?».

Учитель. Итак, мы на середине перекрёстка. Будьте внимательны!

Запись словосочетаний:

начертили «зебру»
нарисовали зебру
шкура зебры полосатая

Учитель. В чем же особенность данной ситуации? Ведь легко определить падежи по вопросу и окончанию.

Учащиеся делают вывод о правильном употреблении многозначного слова «зебра».

Учитель. Составьте два предложения с разными значениями этого слова в родительном и винительном падежах.
Одно из предложений записывается, и ребята выполняют полный синтаксический разбор предложения.

Ситуация четвертая. Опасная. Отсутствие предлогов, вопрос «кого»?, одинаковые окончания.

Запись словосочетаний.

удостоверение водителя
позовут водителя

Учитель. Как определить падеж?
После обсуждения данной ситуации делается вывод о том, что можно опереться на знание окончаний имен существительных 1 склонения в родительном и винительном падеже и заменить существительное 2 склонения существительным 1 склонения. Например:

удостоверение Полины (Р)
позовут Полину (В) 

Учитель. Можно задать вопрос о принадлежности предмета: «Удостоверение (чье?) водителя». Существительное, обозначающее предмет, которому что-то принадлежит, стоит в родительном падеже. Приведите свои примеры.

Минутка отдыха

Игра на внимание. На вопрос учителя ребята хором отвечают:

Это я, это я,
Это все мои друзья.

Вопросы:

– Кто из вас приходит в школу,
чтобы знанья получить?
– Кто из вас идет вперед
только там, где переход?
– Кто из вас, идя домой,
держит путь по мостовой?

6. Делается вывод о том, как различать родительный и винительный падежи имен существительных.

На экране появляется запись:

Вывод:

1. По опорному слову.
2. По вопросам.
3. По предлогам.
4. По окончаниям.

Используем приемы:

1. Заменить существительное 2-го склонения существительным 1-го склонения.
2. Задать вопрос о принадлежности предмета.

Учитель. Теперь вам необходимо закрепить и проверить свои знания, выполнив самостоятельный разбор похожих ситуаций. Уровень сложности можно выбрать.

7. Самостоятельная работа «Зебра»

Заштриховать словосочетания с существительными в винительном падеже. 

соблюдать правило
указания светофора
беречь жизнь
на краю дороги
останови машину
вышел из автобуса
выехал на шоссе

Уровень 1.

Зачеркни лишнюю букву, определи падежи подчёркнутых имён существительных.

Ясным утром вдоль д(о,а)рог(и,е)
На тр(о,а)ву падёт р(о,а)са.   
Обождал шофёр немно(ж,ш)ко,
Снова выгл(и,я,е)нул в окошк(о,а).
Свет(о,а)фор  на этот раз
Показал з(и,е)лёный гла(з,с).
Азбуку города помни всегда,
чтоб не случилась с тобою б(е,и)да.

Уровень 2.

Вставь буквы. В скобках укажи падеж имени существительного.
Помни! П…ш…ходам разрешается х…дить только по тр…туарам (   ), а если его нет, то по левому краю д…рог…(   ).
П…р…ходить ул…цу (   ) нужно в м…стах, где имеются линии перехода (   ) или указатели (   ). Если их нет, то переходить нужно на п…р…крёстках.
При наличии туннелей  пеш…ходы (   )  д…лжны  пользоваться только ими. Прежде чем п…реходить ул…цу, надо убедиться в полной безопасности перехода(   ).
Там, где движение регулируется, переходить можно только при з…лёном сигнале св…т…фора (   ) или разрешающем жесте регулировщика (   ). Запрещается ездить на подножках трамвая (   ), автобуса (   ).

Уровень 3.

Вставь буквы. Определи падежи имён существительных, выдели окончания.

Азбукой ул…ц,                                   Вот она, азбука, –
проспектов, д…рог                            над г…л…вой:
гор…д даёт                                          знаки в…сят
постоянно урок.                                  вдоль м…стовой.

При п…р…ходе д…рог… нельзя сп...шить.
Закипела тут р…бота                                           Только ул…цы той мало – 
Возле реченьк…  …убань.                                   Так казаки г…в…рят.
Дом за домом – вышла ул…ца,                           И р…ш…ли строить рядом
Кр…сота – куда ни глянь!                                   Несколько улиц подря….

8. Итог урока

Проверка и самооценка выполненной работы.

Учитель. Ребята, что вам понравилось и что вы хорошо запомнили?

Ответы.

Учитель. Большое спасибо за урок!

Приложение