Цели: обобщить знания учащихся о жизни растений и животных, установить экологические цепочки в природе; развивать внимание, память, логическое мышление, познавательную активность, речь учащихся, повышать культуру общения; воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Материалы и оборудование: выставка работ учащихся на экологическую тему, картины леса в разные времена года, правила поведения в природе (экспресс-лист), кроссворд, названия туров, тема мероприятия, эмблема каждому участнику команд, индивидуальные значки «Юный друг природы», фонограмма «Песенки Красной Шапочки», аудиозапись «Звуки леса».
Технические средства: магнитофон.
Возрастные особенности: 8–9 лет.
Подготовительная работа: систематические наблюдения в природе, знакомство с природой родного края, чтение литературы о природе, экскурсии.
Предполагаемые результаты: проявление в поступках детей гуманного отношения к природе; умение самостоятельно применять свои знания на практике без контроля со стороны взрослых; обогащение учащихся теоретическими знаниями о живой и неживой природе.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, куда?
Ученик:
Здравствуй, лес дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Учитель: Да, мы отправляемся в лес. Итак, в путь!
Лесовичок: Подождите, не спешите.
Учитель: Кто ты?
Лесовичок: Я – Лесовичок, хозяин леса. Выполните мои задания – пропущу в вас в лес. Будут соревноваться 2 команды: «Ласточки» и «Совята». А наши гости выполнят роль жюри. Вопрос, на который не ответит одна из команд, переходит другой команде.
Итак, 1-й тур: «Про зеленые леса и лесные чудеса». Знаете ли вы правила поведения в природе? Назовите их. (Экспресс-листы с правилами поведения в природе появляются на доске после того, как их называют дети).
Ученики:
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букет можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Больше растений сажать в городах и селах.
- Нельзя подходить близко к гнездам птиц.
- Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
- Не лови и не уноси здоровых птенцов птиц и детенышей зверей.
- Обязательно подкармливай птиц зимой!
- Не шуми в природе!
- Не оставляй мусор в природе!
- Не сбивай мухоморы!
- Не разоряй муравейники!
- Не режь кору деревьев!
- Собирай только знакомые грибы!
Лесовичок: Молодцы! Правила поведения в природе вы знаете хорошо. Слушайте следующее задание. Какие деревья растут в лесу? Узнай их по листьям. (Показ листьев деревьев).
1-я команда: Осина, дуб, рябина.
2-я команда: Береза, клен, сосна.
Лесовичок: Почему в лесу легко дышится? Какую пользу приносят деревья? Какую посильную помощь по охране леса мы можем оказать?
Ученики: Учиться культурно вести себя в природе, собирать макулатуру, высаживать саженцы деревьев.
Лесовичок: А теперь конкурс загадок.
1-й команде:
- Из какого дерева делают спички? (из осины).
- Какое дерево применяют для изготовления лыж? (березу).
- У каких деревьев осенью листья краснеют? (у осины и рябины).
2-й команде:
- Из какого дерева делают пианино? (из ели).
- Какое дерево лучше всех очищает воздух? (тополь).
- Дерево – символ нашей Родины. (береза).
Лесовичок: Давайте поиграем. Игра называется «Дерево, кустарник, растение». Она покажет, как вы умеете различать их. Когда я скажу название дерева, вы поднимите руки вверх; название кустарника – хлопаете; название растения – приседаете. (Липа, дуб, малина, душица, береза, шиповник, зверобой, мать-и-мачеха, осина, клевер, ель, сосна, ландыш, клен, ива, смородина).
Лесовичок: В лесу растут не только деревья, но и другие растения. Если вы правильно их назовете, то узнаете, то узнаете, с кем встретитесь в следующем туре. Назовите растение и правильно впишите его название в клетки кроссворда.
- Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку. (подорожник).
- Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется. (фиалка).
- Сегодня полянка золотисто – желтая от цветов, завтра бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки. А с головок слетают легкие пушинки. (одуванчик).
- На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. (чистотел).
- С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (мята).
- Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (клен).
- Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками. (боярышник).
- Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (ель)
Лесовичок: Какие из них являются лекарственными? (все).
Лесовичок: Молодцы! Вы много знаете о лесе, знаете, как правильно вести себя в лесу. Надеюсь, вы его не обидите. А я пойду, дел у меня в лесу очень много. До свидания, ребята!
Учитель: Прочитайте выделенное слово. С кем мы встречаемся в следующем туре на лесной полянке? Он называется «Братья наши меньшие».
Учитель: Осмотритесь, что необычное видите.
Ученики: Конверт.
Учитель: Давайте откроем. Рисунки и письмо какое-то. Давайте прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вам на нашей лесной полянке. Мы – братья ваши меньшие. Знаете ли вы нас? Что вы о нас знаете? Выполните наши задания, и мы пропустим вас в следующий тур».
Учитель: Узнайте этих животных по отдельным частям их тел. (медведь, заяц, лиса, белка, волк, лось).
Учитель: Найдите ошибки в рассказе.
- Медведь – хищник, но хищник особый: охотится он редко, но зато любит полакомиться ягодами, грибами. А если найдет гнездо диких пчел – убежит без оглядки, и мед не нужен. Плавать медведь не умеет, но зато хорошо лазает по деревьям, цепляясь при этом лапами и хвостом.
- У кумушки – лисы зубки острые, рыльце тоненькое, нос пятачком, шубка тепленькая. Выращивает лисичка своих деток лисяток в теплом, мягком гнездышке. Заботливая мама запасает на зиму много корма. Хорошо кума и наряжена: шерсть у нее пушистая, золотистая.
- Зайцы живут в лесу. У них много врагов – это волк, лиса, филин. Спасаются зайцы бегством. Бегают они быстро, большими прыжками, потому что задние ноги у зайцев короткие, а передние длинные. И от волка, и от лисы могут убежать зайцы.
Учитель: Оказывается, живые синонимы могут передать черты характера и чувства человека, внешний вид, его движения:
- Хитрый, как … (лиса).
- Трусливый, как … (заяц).
- Запасливый, хозяйственный … (белка).
- Косолапый, как … (медведь).
- Голодный, как … (волк).
- Колючий, как … (еж).
- Мчаться, как … (олень).
- Переваливаться, как … (медведь).
- Выть, как … (волк).
Учитель: А теперь конкурс загадок.
1-й команде:
- Зачем лисе хвост? (Лиса в морозную ночь укрывает пышным хвостом свой нос).
- Почему волка называют «санитаром леса»? (уничтожает слабых и больных животных).
- Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата).
- Какие животные рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (ежата).
2-й команде:
- Зачем зайцу длинные уши? (он ими потеет).
- Чем защищает себя белка? (зубами).
- Зачем звери раны зализывают? (чтобы быстрее заживали).
- Куда зайцу удобнее бежать, с горы или в гору? (В гору).
Учитель: Какую пользу приносят животные? (Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Животные опыляют цветки и распространяют плоды и семена этих растений. Необходимы животные и людям. Они дают продукты питания. А еще, почти все животные красивы и интересны).
Учитель: Мы выполнили все задания братьев наших меньших и переходим к следующему туру.
Соберите слово из этих букв и узнаете, с кем встретитесь в третьем туре.
(п, ы, и, т, ц)
Учитель: Назовите слово.
Ученики: Птицы.
Учитель: Следующий тур «Наши пернатые друзья». Послушайте их голоса. (Аудиозапись «Голоса птиц»).
(Входит девочка в костюме синички).
Учитель: Кто ты?
Синичка:
Я – та, о которой эта загадка:
Все хлопочет и вертится,
Все свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется …
Ученики: Синица.
Синичка: Да, я – Синица, пришла к вам в гости и хочу узнать, что вы знаете о нас, птицах. Ответьте на мои вопросы, выполните мои задания и получите звание – «Юный друг природы». Узнайте их.
1-й команде.
- Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой. (дятел). - Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь).
2-йоманде:
- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока). - Носит серенький жилет,
А у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар – кар! Кар –кар!» (ворона).
Синичка: Какую пользу приносят птицы? (ответы детей) Сейчас наступает неблагоприятное время для птиц. Как вы можете им помочь? (Подкармливать птиц, кормушки развешивать в местах спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло очень интересно наблюдать за птичьей столовой).
Синичка: А вот теперь ситуация. Вы идете по лесной тропинке. Вдруг в кустах послышалось пение птицы. Вы раздвигаете кусты и видите гнездо. В нем – яйца. Как вы поступите? Объясните, почему. А теперь конкурс «Знаете ли вы?»
1-йоманде:
- Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой).
- Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (кукушка).
- Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет).
2-йоманде:
- Почему снегиря так назвали? (прилетает с первым снегом).
- С прилетом каких птиц считаем мы начало весны? (грачей).
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).
Синичка: Молодцы! Вы много знаете о нас, птицах. Надеюсь вы нам Поможете в это трудное время, не оставите нас в беде. Вы выполнили все мои задания, ответили на мои вопросы и теперь у каждого из вас есть звание и значок «Юный друг природы». А теперь я прощаюсь с вами. До свидания!
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Как много мы вспомнили и узнали! На земле много животных и растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Давайте назовем их.
Ученики: Белая кувшинка, кубышка, венерин башмачок, колокольчик, белый медведь, тигр, розовый фламинго, белый журавль.
Учитель: Люди обязаны их спасти. Под охраной находятся растения и животные в заповедниках. Но охранять нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь зависит от вас, от вашего поведения в природе. В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли. Помни об этом!
Ученики поют «Песенку защитников природы».
Песенка защитников природы
Если б только-только-только,
Если б только все земляне
Если б только на планете,
Все живое берегли,
То возможно-можно-можно,
То, наверно-верно-верно,
Книги Красной точно- точно
Никогда б не завели!
Припев:
А- а, здравствуйте, горы от такой вышины!
А- а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А- а, крокодилы, бегемоты,
А- а, обезьяны, кашалоты,
А- а, и зеленый попугай!
А- а, и зеленый попугай!И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни- помни- помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев:
Учитель: А теперь подведем итоги соревнования. (Вручение сладких призов).
Литература.
- «Педсовет» № 12–2003, № 1–2004, № 6–2001.
- «Начальная школа» № 6–1991.