Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. И работу по обучению, воспитанию и развитию личности, направленную на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Это привело автора данной работы к разработке, освоению и распространению адаптированного проекта экологического образования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка с особыми образовательными потребностями через развитие мотивации к познавательной деятельности с учетом привнесения коррекционного компонента в рамках МОУ “Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 97 “Радость”.
“Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды”.
И.Д.Зверев
Цель экологического образования в МОУ “НШДС № 97”:
- становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью;
- формирование ответственного отношения к природе.
Задачи экологического образования в ДОУ:
- обучение знаниям о взаимосвязи природы, общества и человека;
- формирование у дошкольников практических умений по разрешению экологических проблем;
- ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;
- развитие способности анализировать экологические ситуации;
- развитие способности оценивать эстетическое состояние природы.
Содержание экологического образования дошкольников:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
- развитие познавательного интереса к миру и природе;
- формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотного поведения;
- воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе;
- формирование умения и желания сохранять природу;
- формирование навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Принципы содержания экологического образования дошкольников.
1. Научность
В нашем МОУ на занятиях и в повседневной жизни мы знакомим детей с
совокупностью экологических знаний, которые впоследствии служат основой
формирования мотивации действий ребенка, развития у него познавательного
интереса, формирование основ его мировоззрения.
Во время занятий дети имеют возможность изучать некоторые природные
закономерности на конкретных примерах.
2. Доступность
Педагоги нашего МОУ понимают важность и необходимость применения в своей
работе с дошкольниками именно доступного пониманию ребенка материала.
На занятиях и в свободной деятельности мы знакомим детей с объектами и явлениями
природы, учитывая не только доступность предлагаемой информации, но и значимость
для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску в процессе познания.
3. Гуманистичность
Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры.
Применяя данный принцип на практике мы формируем человека с новыми ценностями,
владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и
желающего вести здоровый образ жизни.
На занятиях в группе, на прогулке педагоги стараются прививать детям культуру
потребления, формируют у ребенка представление о человеке, как части и
самоценности природы, воспитывают уважительное отношение ко всем формам жизни на
планете.
4. Деятельность
Этот принцип основан на том, что экологические знания должны обязательно
стать основой формирования мотивации участия детей в различных посильных видах
деятельности по сохранению окружающей среды.
В нашем учреждении этот принцип успешно реализуется через такие виды
деятельности, как:
- уход за комнатными растениями и животными в уголке природы;
- работа на огороде;
- совместная деятельность детей и родителей в акциях “Мой город самый чистый”;
- совместное с родителями озеленение участков МОУ.
5. Целостность
Этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы. Вся экологическая работа с детьми в нашем учреждении строится с учетом именно целостного подхода и осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности детей, трудовой деятельности в группе, театральной деятельности.
6. Регионализм
Этот принцип тесно связан с темой краеведения. Экологическое образование в
нашем МОУ повсеместно опирается на тему малой родины, объекты ближайшего
окружения, что связано с конкретным мышлением детей именно дошкольного возраста.
Мы формируем экологические представления ребенка, навыки экологически грамотного
поведения, соответствующего отношения к окружающей среде на основе его
знакомства с объектами именно ближайшего окружения.
Мы считаем, что знакомство с объектами живой и неживой природы родного края, с
учетом его историко-географических и этнографических особенностей целесообразно
начинать именно в дошкольном детстве.
7. Системность
В обучении детей мы используем материал, определенным образом упорядоченный в
четкую целостную систему с простым принципом построения.
Обучение детей в нашем МОУ предполагает также обязательную последовательность
усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление вытекает
из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения.
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его
применение способствует их умственному развитию в целом.
8. Преемственность
Этот принцип предполагает тесную связь дошкольного образования с последующими
системами непрерывного образования.
В нашем учреждении осуществляется тесная взаимосвязь дошкольников с младшими
школьниками и с учащимися средней школы через кружковую работу, организацию
досуговой деятельности, участия в различных мероприятиях, проектах. Таким
образом соблюдается преемственность в работе детского сада и начальной школы,
дошкольного учреждения и школы, а также педагогического колледжа и Астраханского
Государственного Университета, готовящих будущих специалистов-педагогов.
Реализация экологического образования дошкольников через разные виды деятельности ребенка.
Педагогическая модель организации экологического образования дошкольников.
Модель экологического образования дошкольников.
Направления работы по экологическому образованию дошкольников зам. директора по коррекционно-воспитательной работе.
- Ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования.
- Выбор программы и методики.
- Определение места экологического образования в общем образовательном пространстве.
- Контроль за координацией работы всех специалистов учреждения; реализация интегрированного подхода.
- Мониторинг деятельности всего коллектива.
- Проведение методических семинаров для членов коллектива.
- Участие в экологизации развивающей предметной среды.
- Участие в распространении опыта работы учреждения (семинары, конференции, конкурсы, проекты).
- Организация родительских собраний, посвященных проблемам экологии и экологического образования.
- Обобщение результатов работы.
Направления работы по экологическому образованию дошкольников психолога.
- Психологическая поддержка работы по экологическому образованию.
- Анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста.
- Присутствие на занятиях по экологии с целью определения особенностей поведения и характеристики дошкольников (произвольность, комфортность и т.д.).
- Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с воспитателями, учителями– логопедами, учителями-дефектологами.
- Работа с родителями.
Направления работы по экологическому образованию дошкольников медицинского работника.
- Оздоровительная работа с детьми.
- Участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей.
- Эколого-оздоровительное просвещение родителей.
Направления работы по экологическому образованию дошкольников музыкального руководителя.
- Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы.
- Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий по экологии.
- Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников.
- Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, постановка танцев).
- Музыкальное сопровождение экологических игр, постановка танцев.
- Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки).
Направления работы по экологическому образованию дошкольников воспитателя логопедической группы.
- Экологизация видов деятельности дошкольников в группах.
- Проведение наблюдений на прогулке и в группе, фиксация наблюдений в календарях природы, чтение и обсуждение литературы, игры.
- Создание условий для экологического образования в группе: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка.
- Подбор растений и животных и уход за ними совместно с детьми.
- Закрепление материала экологических занятий в рисовании, аппликации, лепке.
- Изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам.
- Использование элементов фольклора в целях экологического образования.
Направления работы по экологическому образованию дошкольников инструктора физической культуры.
- Согласование программы физ.воспитания с программой воспитателя и других специалистов для выявления точек соприкосновения.
- Включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений животных и пр.).
- Участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов по экологической тропе.
- Участие в экологических (спортивно-экологических) праздниках.
- Обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.
Направления работы по экологическому образованию дошкольников педагога художественного труда.
- Изготовление поделок, коллажей, макетов, из природного материала.
- Согласование своей программы с программой воспитателя и специалистов ДОУ.
- Изготовление совместно с детьми оборудования, наглядных пособий, декораций, масок, костюмов для экологических праздников.
- Изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных акций; природоохранных знаков.
Направления работы по экологическому образованию дошкольников педагога театральной деятельности.
- Подготовка и проведение экологических праздников, инсценировок, спектаклей по сказкам; разыгрывание народных песенок, потешек.
- Обучение движениям имитации повадок животных.
- Пальчиковый, кукольный театр.