Тема: Буквы Ж, ж, обозначающие
согласный звук [ж]
Цели: Познакомить с новым звуком и
буквой, которая обозначает этот звук; выявить
основные признаки изучаемого звука; формировать
умения читать слоги и слова с данной буквой;
развивать фонематический слух, речь, внимание,
память, мелкую моторику рук.
Учебные материалы: «Азбука» под ред. В.Г.
Горецкого, индивидуальные рабочие листы, простой
карандаш, цветные карандаши (синий, зелёный,
красный), рисунок с изображением жука, картинки с
изображёнными животными.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Перед тем как отправиться за знаниями, давайте проверим готовность к уроку. У вас на столе должна быть «Азбука», простой карандаш, цветные карандаши (синий, зелёный, красный), рабочие листы. Всё проверили, а теперь в путь, за знаниями.
II. Настраивание на работу
– В начале урока мы с вами совершим небольшое
путешествие в зоопарк. Как нам доехать до
зоопарка? На чём?
Дети. На автобусе, на метро, на
троллейбусе, на маршрутном такси.
У. Каким одним общим словом можно
объединить всё, что вы перечислили?
Д. Транспорт.
У. Вы перечислили много видов
транспорта. Нам удобнее всего ехать до зоопарка в
метро.
Найдите у себя на листах букву М. Какие звуки
она обозначает? Дайте характеристику этим
звукам.
Д. Звук [м], согласный, твёрдый, звонкий.
Звук [м'], согласный, мягкий, звонкий.
У. Посмотрите, какой путь мы должны
проделать
Д. Выполняют задание на рабочих
листах.
У. Кто добрался до зоопарка? С какими
животными встретились? (На доске висят
картинки).
Д. Лев, бегемот, тигр, слон, жираф,
крокодил, зебра, медведь.
У. Давайте поближе познакомимся с
жирафом. Какой он? Опишите его.
Д. Высокий, длинная шея, длинные ноги,
жёлтый с пятнами.
III.Сообщение темы урока
У. Произнесите слово «жираф», выделяя
голосом первый звук. Какой звук вы услышали?
Д. Звук [ж].
У. Какой это звук? Почему?
Д. Согласный. Воздух встречает преграды.
Звонкий, твёрдый.
У. Сегодня на уроке мы познакомимся со
звуком [ж] и буквой Ж.
IV. Знакомство с новым материалом
1. Знакомство с новым звуком
У. Мы побывали в зоопарке, посмотрели некоторых животных. А теперь закройте глазки и давайте произнесём вместе 1, 2, 3, 4, 5 вот и в классе мы опять. Я называю вам слова, а вы если услышите в них звук [ж], поднимаете руки вверх, а если звука [ж] в слове нет, то не поднимаете.
Ружьё, звери, пружина, одежда, художник, лошадь, жеребёнок, ежевика, пожар, лужа.
– А теперь вы назовите слова, в которых есть
звук [ж].
Д. Называют слова.
2. Знакомство с новой буквой
У. Звук [ж] обозначается буквой «же».
Найдите у себя на листах букву Ж. Почему их две,
большая и маленькая?
Д. Большая буква нужна, чтобы писать
начало предложения, имена, фамилии, названия.
У. На что похожа эта буква?
Эта буква широка и похожа на жука.
Да при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
– Давайте вместе пожужжим как жук.
Д. Ж-Ж-Ж-Ж.
У. Заштрихуйте на своих рабочих листах
заглавную и строчную букву Ж, ж синим карандашом.
3. Чтение слогов с буквой Ж
У. Давайте поучимся читать слоги с
буквой Ж. На доске слоги
жо
жа же
жу жи
У. Какие буквы гласных стоят после буквы
Ж
Д. О, у, а, и, е.
У. В рабочих листах выполните задание №
3. Вам надо дописать слоги и сделать для них домик.
жо,
жа, жи,
жи,
же
У. Посмотрите, звук [ж] всегда твёрдый, нет таких слов, в которых звук [ж] произносился бы мягко. Значит и на своих рабочих листах домик мы раскрасим синим цветом.
4. Звуко-буквенный анализ слова
У. Чтобы выполнить следующее задание отгадайте загадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу когда тружусь.
– Кто это.
Д. Жук.
У. Кто знает, с помощью чего жук жужжит?
Д. С помощью крыльев.
У. Произнесите слово жук. Сколько в нем
слогов?
Д. Один.
У. Нарисуйте схему.
У. Произнесите слово, выделяя голосом
первый звук.
Д. Ж-ж-ж-жук.
У. Назовите первый звук и
охарактеризуйте его.
Д. Звук [ж], согласный, звонкий твёрдый.
На схеме обозначаем синим цветом.
У. Произнесите слово, выделяя голосом
второй звук.
Д. Жу-у-ук.
У. Назовите второй звук и дайте ему
характеристику.
Д. Гласный, ударный. На схеме обозначаем
красным цветом.
У. Произнесите слово, выделяя голосом
последний звук.
Д. Жук-к-к-к.
У. Назовите последний звук и дайте ему
характеристику.
Д. Звук [к], согласный, твёрдый, глухой. На
схеме обозначаем синим цветом.
У. Напишите отгадку и заполните
пропуски.
Д. В слове жук 3 звука, 2 согласных, 1
гласный, 3 буквы.
Артикуляционная разминка
У. У меня на доске, а у вас в рабочих листах написана чистоговорка. Давайте прочитаем её, чётко выговаривая каждый звук.
Жи-жи-жи громко пели нам чижи.
Жу-жу-жу никого я не сужу.
5. Чтение слов с буквой Ж
У. Откройте учебник на стр.148-149.
Давайте по цепочке прочитаем слова, написанные в
верхней части страницы.
Д. Читают слова.
6. Работа с иллюстрацией
У. Рассмотрите картинку и скажите,
что на ней изображено.
Д. Ребята играют в жмурки.
У. А как вы догадались, что в жмурки.
Д. У мальчика завязаны глаза, и он
пытается поймать остальных ребят.
7. Чтение текста
Д. Читают текст.
У. Попробуйте задать вопросы к этому
тексту.
Д. В какую игру играли дети? Кому
завязали глаза? Что кричат Жене?
V. Итог урока
У. С каким звуком познакомились?
Какой буквой обозначается? Какова особенность
этого звука?
Д. Звук [ж], согласный, звонкий, всегда
твёрдый. Обозначается буквой Ж,ж.
У. В рабочих листах нарисован снеговик.
Кому сегодня на уроке было всё понятно и легко
дорисуйте снеговика зелёным цветом, а у
кого были трудности, что-то не поняли синим.