Тема урока: Закрепление знаний о проверяемых безударных гласных в корне слова. Единообразное написание корней.
Цели урока:
- Учебные: совершенствование знаний о безударных гласных в корне слова, формирование орфографических навыков правописания безударных гласных, проверяемых ударением, умения рассуждать, высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
- Развивающие: развивать орфографическую зоркость, творческие способности, речь учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие коммуникативных навыков и навыков диалогического общения.
- Воспитательные: воспитание чувства взаимопомощи, создание дружеской атмосферы на уроке, привитие интереса к русскому языку, любви к природе.
Формы работы: самостоятельная работа в группах, дискуссии и диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Материалы:
1. Тетрадные листы – 5 шт.
2. Конверты с разрезанным правилом.
3. Альбомные листы – 5 шт.
4. Клей.
5. Картинки с цветами.
6. Фломастеры: синий и зелёный для каждой группы.
7. Листы формата А4 – 5 шт.
8. Напечатанные тесты формата А4 – 5 шт.
9. Вырезанные цветы из белой бумаги.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Ребята рассаживаются по группам. Образуется 5 групп. Выбираются командиры групп.
– Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.
– Сегодня у нас смотр знаний. Ваша задача
показать, как вы усвоили навыки правописания
безударных гласных, проверяемых ударением, как
умеете рассуждать, высказывать свою мысль и
понимать товарища.
II. Актуализация знаний
На доске написано: Приходи с мечом вечером,
сыграем.
– Я прочитаю рассказ об одной ошибке. А вы
ответите, почему так получилось.
Дима написал своему дружку Пете записку: "Приходи
с мечом вечером, сыграем". Старшая сестра
Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с
домом, где живёт Петя, и передала записку.
– Ну, как? – Спросил Дима вернувшуюся сестру.
– Отнесла. Сказал, что к шести часам придет.
– Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал
записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в
руках у него было оружие фехтования – длинный
деревянный меч.
– Почему так получилось? (Надо знать, как проверить безударную гласную в корне слова.) – Какие гласные буквы надо проверять? (а, о, и, е, я)
III. Минутка чистописания
– Пропишите эти буквы на тетрадном листе в
алфавитном порядке, соединив их между собой.
Повторите каждый эту цепочку.
Сверьте с доской (аеиоя)
IV. Закрепление знаний по теме.
– Так как же проверить безударную гласную в корне слова?
1. Повторение правила проверки безударных гласных (используется стихотворение, которое записано на листе и разрезано на 10 частей).
Если гласный вызвал сомнение,
Ты его немедленно ставь под ударение.
– Вы берёте из конвертов разрезанные листки
бумаги, составляете правило и наклеиваете на
альбомный лист. Чья группа справится, вывешивает
правило на доску.
Правило проверки безударных гласных еще раз
хором проговаривается.
2. Словарная работа
Разгадывание кроссворда. Кроссворд помещён на доске.
– Я сейчас каждой группе загадаю загадку, вам надо её отгадать, а отгадки записать в кроссворд. (Дети отгадывают загадки, а учитель прикрепляет картинку с цветком)
1) Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
2) Во лугах сестрички – Золотой глазок, Белые
реснички. (Ромашка)
3) Золотой, молодой, за неделю стал седой. А
денёчек через два облысела голова. (Одуванчик)
4) Эх, звоночек, Синий цвет, – С язычком, А звону
нет. (Колокольчик)
5) Растёт у ручья стебелёк, На нём голубенький
глазок. (Незабудка)
– Что объединяет все слова этой группы? (Слова с непроверяемыми гласными по теме «Цветы») – Какое правило друзей природы мы не должны забывать?
3. Подбор однокоренных слов
– Потренируемся в подборе однокоренных словах. Каждой группе выданы ромашки с 4-5 лепестками. У вас на столах лежат ромашки, возьмите их. В серединке ромашки напишите проверочное слово к слову цветы, а на лепестках однокоренные слова.
Проверка: Цвет, цветник, цветочек, цветной, цветёт…
– Докажите, что слова однокоренные. (Одно
смысловое значение и общая часть). Выделите
корень.
– Какие гласные буквы вы написали в корнях
однокоренных слов? Почему? (Гласные в
однокоренных словах пишутся одинаково)
4. Упражнения в написании корня
Учитель читает сказку. Дети прикрепляют на доску листочки-слова.
Сказка «Как растут слова»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять
В саду словесном.
– Вот какое красивое дерево выросло. Назовите корни. Вам понятно, что означает это слово?
Вывод: Такие словесные «деревья» в науке называют словообразовательными гнёздами.
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
– Вот и вы, ребята, сейчас в своих группах
вырастите словесные «деревья» Посадите корень дом
на листах, кто больше подберёт однокоренных
слов, у того дерево окажется выше. Дом, домик,
домище, домовой, домашний…. Корни
выделите.
– Что мы должны помнить о написании корня? (Корни
в однокоренных словах пишутся одинаково)
Проверка у доски.
Семьи из слов живут на земле.
По корню узнаешь о близком родстве.
Не надо их сходства, дружок, нарушать.
И корни-близняшки с ошибкой писать.
Физкультминутка
– Сейчас проведем физкультминутку.
Встаньте, пожалуйста. Я буду называть слова. Если
в этом слове безударная гласная и,
то вы похлопаете в ладоши, если безударная
гласная е, то потянитесь вверх.
Постарайтесь сосчитать, сколько слов с
безударной гласной и.
Учитель называет слова: спина, земля, зерно, лицо, ведро, стена, игла, село, листы, звезда, число, слеза, следы, зима, река.
– Чья группа была самой внимательной? Кто из вас, ребята, не разу не ошибся?
5. Игра «Найди лишнее слово»
– Только ли корень должен быть одинаковым в
однокоренных словах? (Корень и
значение)
– А сейчас задание для командиров групп. Вам
нужно из строчки вычеркнуть лишнее слово.
Капитаны по очереди выходят к доске и
вычёркивают лишнее слово.
Гусь, гусеница, гусёнок. Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. Горный, горка, городок. Пёс, песочный и песок.
V. Тест
– Я вам раздаю тесты группам. Вам нужно дружно и правильно выполнить задание.
1) Вставь пропущенные слова
Чтобы проверить, безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать ________________ так, чтобы безударный гласный стал ___________________ .
2) Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова.
Н..чевать – ночной, ночка, ночлег, ночёвка, ночь.
3) Найди и исправь ошибки там, где они есть.
Казёл, коренной, сасать, лежать, паляна, пешеход, морской, островной.
4) Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Однокоренными называются слова: а) с похожим значением; б) сходные по смыслу и имеющие общую часть – корень; в) с похожим звучанием и общим смыслом.
После проведения теста проводится проверка. Учащиеся меняются работами и зачитывают правильные ответы.
VI. Рефлексия
– Какое задание больше понравилось? – С каким
настроением уходим с урока?
На столе лежат цветы, раскрасьте цветок в
соответствующий цвет. На доске запись: Жёлтый –
мне всё понятно. Синий – всё понял, могу помочь
товарищу. Красный – мне ещё нужна помощь.
VII. Домашнее задание
– Написать 12 слов с безударным гласным. Корни выделить.
Литература:
1. В.Волина «Учимся играя». Москва. 1994 г.
2. Е.М.Елизарова «Такие незнакомые знакомые
растения» Издательство «Панорама» 2006 г.
3. Учебно-методическое пособие «Русский язык.
Начальные классы». Москва. Издательский дом
«Дрофа» 2000 г.