Используемый УМК:
- [1] – (1 часть) В.И. Буганов, А.Н. Сахаров «История России с других времён до конца XVII века» Москва «Просвещение», 2003 год.
- [2] – (2 часть) В.И. Буганов, П.Н. Зырянов «История России конец XVII - XIX век» Москва «Просвещение», 2003 год.
- [3] – В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков «История Отечества: с древнейших времён до наших дней». Издательский центр «Академия», 2006 год.
Цели урока:
- Образовательная: Повторить знания учащихся и расширить по периоду истории России IX–XIX вв.
- Развивающая: развивать внимание, мышление, речь, обобщать исторические факты и анализировать их, развивать элементы творчества у студентов.
- Воспитывающая: способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, воспитывать познавательный интерес к истории.
Задачи урока: Раскрытие многомерности исторического процесса в его политических, социальных, культурологических и этнорегиональных аспектах, рассмотренных в единстве общего и особенного.
Оформление: выставка книг «Матушка наша – Русь», декорации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; звуки, сохранившие дух и атмосферу России, колокол-рында, костюмы для актеров, ордена знатоков.
Место проведения: актовый зал техникума
Наглядные средства: презентация (Приложение 1)
Ход урока
Звучит колокольный звон. Слайд 1.
Преподаватель рассказывает цели урока. Слайд 2.
Рассказ преподавателя…
Сегодня необычный урок – урок нетрадиционной формы. Мы узнаем новое и вспомним о тех, кто с давних пор жил на территории России. Это они расчистили землю под посевы, возвели крепостные стены, построили храмы, сложили былины и песни о храбрости русских. В истории России, как и любой другой страны, есть чем дорожить, гордиться и о чём сожалеть, но главное, есть, что любить.
– “История – свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, вестница старины ” Цицерон. Слайд 3.
– “Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. ”. А.С. Пушкин. Слайд 4.
– “История – фонарь в будущее, который светит нам из прошлого”. В.О. Ключевский Слайд 5.
«Для чего мы изучаем историю?» (Ответы студентов)
Открываем наш форум (колокольный звон). Наш форум необычен – правильные ответы на вопросы будут поощряться орденом знатока (Приложение 2). В итоге мы увидим лучших знатоков истории.
Мини-спектакль «Русь языческая»
Восточные славяне верили во многих богов.
Как по-научному называется такая вера?
(Языческая) Слайд 6.
Свистя выбегает Соловей-разбойник. Он одет в полосатый халат, тюбетейку, на поясе кинжал, сапоги с загнутыми носами.
Соловей-разбойник. А я этого не хочу, не хочу и не допущу!
Из зала. Это что за свистун?
Соловей-разбойник. Я Соловей-разбойник, я здешний властелин. (Свистит.)
Отец мой был нормальный,
А я совсем другой:
Нахальный, криминальный
Безжалостный и злой!
Преподаватель. Это чудище языческих времён. По легендам, Соловей-разбойник ровно тридцать лет сидел на киевской дороге и никого не пропускал: ни конного, ни пешего, ни птицу, ни зверя. А смог победить его только русский богатырь Илья Муромец.
(На сцену выходит Илья Муромец.)
Илья Муромец.
Что случилось, что за крик?
Подсоблю всем добрым вмиг!
Преподаватель. Илья Муромец, помоги Соловья-разбойника в чувство привести.
Не хочет он, чтобы мы с языческими богами знавались,
А хочет, чтобы все только им любовались!
Илья Муромец.
Добре, добре, помогу,
Соловья я прогоню.
(Илья Муромец достаёт меч и прогоняет Соловья-разбойника.)
Преподаватель. На горе в Киеве (открывает панораму Киева) стояли идолы богов. Все они в основном были сделаны из дерева. Но один идол был особенный. На его туловище покоилась отлитая из серебра голова, усы были золотые, а ноги железные. Перед вами бог грома и молнии Перун.
На сцену выходит Перун. У него шапка, золотые усы, в руках серебряный посох.
Перун.
Божество я грозное,
Управляю громом я.
(Ударяет посохом.)
Если провинишься –
Смертью накажу.
(Ударяет посохом.)
Преподаватель. Вот такой это был грозный бог-громовержец. Но гром и молнии он метал только до 988 года. Что это за дата?
(Крещение Руси)
Преподаватель. По приказу князя Владимира Перуна привязали к хвосту коня, поволокли к Днепру, а там и сбросили в реку.
(Под музыку с колосьями в руках выходит, пританцовывая богиня плодородия Мокошь. Одета в длинное платье, на голове ободок.) Слайд 7.
Преподаватель. Богиня плодородия Мокошь (от славянского слова «мокнуть», «мокрый»)
Мокошь.
Я Мокошь всесильная,
Я мать сыра-земля,
Я щедра и обильна,
Я вам пищу даю,
Соберу в небе тучу
И всю землю полью.
Преподаватель.
Помните в сказках? Припадёт богатырь к сырой земле – наполнится его тело новыми силами, вдохнёт в него жизнь земля-матушка. Ну а кто не почитает поилицу- кормилицу, тому не даёт она хлеба (выносится на полотенце каравай) не только досыта, но и впроголодь. А ещё наши предки верили, что кто не захватит с собой в дальний путь горсть родной земли (выносится и отдаётся Мокоши узелок с землёй), никогда не увидит больше своей родины. Вот и брали её с собой в узелках- платочках.
(Под музыку Мокошь уходит, пританцовывая.)
Преподаватель.
Следующее божество появится только после того, как вы «окунётесь» в устное народное творчество – отгадаете загадку.
Ест малину, сладкий мёд,
А зимою спит в берлоге.
Может громко зареветь …
Как зовут его? (медведь)
(В костюме медведя под музыку появляется бог скота Велес.)
Преподаватель.
Вот он, покровитель скота Велес. Сначала он считался звериным богом. Поэтому и изображали его в виде медведя.
Велес.
Я русский бог Велес,
Мне песни, гимны пелись,
Чтоб людям я помог,
Чтоб сохранил их стадо,
Чтобы сберёг приплод…
Преподаватель. На медведя охотились не для добычи, а чтобы поклониться ему как богу. После охоты убитого медведя хоронили с почестями на особом медвежьем кладбище. Немало таковых нашли археологи. Мясо медведя есть было запрещено, это считалось великим преступлением, за это могли даже убить.
И сейчас мы напомним фрагмент русской сказки.
(Под музыку выходят Старуха с чугунком и Старик.)
Старуха. Дед, а дед?
Старик. Чего тебе надобно?
Старуха. Чугунок – то у нас совсем пустой. Ступай в лес, мясо добудь.
Старик. Ладно.
Автор. Взял старик топор, пошёл в лес, а навстречу ему – медведь. Отрубил старик медведю лапу. (Падает рукавичка – лапа, медведь взвывает и убегает.) и принёс её домой старухе. Та стала мясо варить. А помог ей в этом бог огня.
(Бог огня под музыку выбегает в красной накидке с зажженным бенгальским огнём.)
Бог огня.
Кто я? Конечно, бог огня!
И вы не обойдётесь без меня.
Несу я вам и жизнь,
Несу и смерть,
Могу и сжечь,
Могу и обогреть.
(Бог огня под музыку водит вокруг чугунка бенгальским огнём.)
Старуха. Ох, и вкусное мясо получилось.
Автор. Но недолго радовались старик со старухой. Ночью (под зловещую музыку с клюкой, прихрамывая, выходит медведь) пришёл к ним на липовой ноге, на берёзовой клюке сам медведь, схватил обоих и утащил в берлогу, да там и загрыз насмерть.
Преподаватель. Такие страхи нарочно придумывали, чтобы научить народ соблюдать старинные обычаи.
Введение христианства на Руси привело к уничтожению всех идолов того времени. Однако язычество ещё долго уживалось с христианством.Слайд 8.
Опишите как происходило крещение Руси.
Определите лишнее слово
Нужно убрать имя или понятие, выпадающее из смыслового ряда:
Соха, борона, топор, домовой . Слайд 9.
Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Кий, Перун. Слайд 10.
Дом, хоромы, юрта, идол. Слайд11.
Велес, мокощь, Иван Купала. Слайд 12.
Инсценировка «вглубь, в прошлое»
Слайд 13.
На сцене трон, на нем сидит женщина с ребенком на руках. Входят послы. Слайд 14.
Послы: Здравствуй, княгиня!
Княгиня: Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли сюда?
Послы: Послали нас с такими словами: “Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!” Пойдешь замуж за князя нашего, Мала?
Княгиня: Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди.
Послы уходят.
Слуга (приклонив колени): Княгиня, вновь послы стучаться в нашу дверь.
Княгиня: Зови.
Послы: Пришли мы, княгиня, просить тебя выйти замуж за князя нашего, Мала!
Княгиня (обращаясь к слуге):
Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям). Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед люди моими.
Послы уходят.
Княгиня (слуге): Заприте баню и подожгите ее!
Из-за кулис доносятся крики послов.
Княгиня (подойдя к кулисам): Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от рук ваших погибли!
Внимание, задание: Назовите имена княгини и ее мужа. (Княгиня Ольга и князь Игорь.)
Викторина «Кто?»
Слайд 15.
– …написал «Повесть временных лет» (монах Нестор, начало XII века)
– …вторгся на Русь в 1237
(в 1237-1240 гг. Нашествие Батыя на Русь, начало монголо-татарского ига)
– …победил Ливонский орден на Чудском озере (Александр Невский, весна 1242 г.) Слайд 16.
Миниатюра «Венчание на царство»
На сцену выходят 2 студента, одетых в русскую одежду. Как бы заглядывают в окна церкви.
– Что там? Что?
– Свечи горят. Лампады мерцают.
– Смотри, смотри. Главный священник благословляет князя.
– Надевает «шапку Мономаха»
– Венчают на царство.
– Как же это понять?
– Государева власть крепчает.
– Царь он теперь. Царь.
Вопрос. Кого венчали на царство? (Иоанна IV, Иван IV – царь и великий князь всея Руси, его правление – 1533-1584 гг.) Слайд 17.
О ком, о каких событиях идёт речь?
Слайд 18.
Отсель грозить мы будем шведу;
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно. (ПЁТР I, о его делах)
Своим маршалам один полководец говорил: «Если я возьму Киев – я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург – я возьму Россию за голову, если я займу Москву – я поражу Россию в самое сердце»
Чётко в соответствии с вышесказанным русский царь Александр I разделил войска на три армии.
Итак, кто тот полководец, который стремился занять Россию?
(1812 г. Наполеон. Слайд 19. У русских – 1 армия – под руководством Барклая-де–-Толли, 2 – Багратион, 3 – Тормасов)
Что имел в виду купец?
Слайд 20.
Один иностранный купец, побывав в России XVIII века, рассказывал: «Какие странности я видел там. У одних кафтаны с длинными рукавами, а у других рукава, будто кто-то откусил. Одни носят бороды длинные, а другие с бородой боятся показаться на улицу. А ещё видел людей в камзолах, башмаках совсем не русского пошива»
(преобразования и реформы Петра I…)
К вашему вниманию – видео на экране.
Не отосланные депеши
Слайд 21.
Кто, когда, в связи с чем, мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в своё время:
- Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят. Слайд 22. (Пётр I в 1696 г.)
- Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. Слайд 23.(Наполеон осенью 1812 г. Из пылающей Москвы)
- Войска выведены на площадь. Где Трубецкой? (Декабристы 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, озабоченные отсутствием избранного ими руководителя) Слайд 24.
О чём свидетельствуют эти объявления?
Слайд 25.
«Продаётся малосоленая осетрина, 7 сивых меринов и муж с женою»
«За объездом продаётся малый 17 лет, да сверх того 4 кровати, перины и прочий домашний скарб»
(При Екатерине II ещё больше укрепилось крепостное право.)
А когда был оглашён манифест об отмене крепостного права? (19 февраля 1861 г.)
Неожиданное задание.
исторический монтаж портретов
Ребята получают конверты, в которых находятся задания
Портрет исторического деятеля – изобразить мимикой и пантомимой. Оценивается наиболее удачный «портрет» Ребята выбирают любой конверт, в котором задание. (Приложение 3)
1конверт … Иван Грозный
2 конверт… Пётр I
3 конверт… Николай II
Вот и подошёл к концу студенческий форум. В заключении подведём итоги: у кого больше орденов знатоков. Их ждёт приз – брошюра об истории города Ейска.
В читальном зале, в библиотеке техникума, Вас ждут интереснейшие книги по истории России. Слайд 26.
Источники информации
- Р.Н. Чеброва, А.В. Бармин «Внеклассная работа по истории» - Саратов: Лицей, 2003. (Библиотечка учителя)
- Диск «Энциклопедия истории России 862-1917г.г.», «Коминфо», 2004.
- Диск «Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей.», ООО «КОРДИС&МЕДИА», 2005, «АВАНТА», 2005.