Цели урока:
- обучающая - обобщить знания по теме «Действия с натуральными числами», через дидактическую игру осуществить контроль знаний по теме;
- развивающая – развивать внимание, смекалку, уметь самопроверять и анализировать свои ошибки;
- воспитательная – воспитывать умение работать в парах, честность, сопереживание за результаты своего товарища.
Ход урока
1. Организационный момент.
(слайд 1 Приложение)
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в дальнее космическое путешествие на планету «Числяндия». Много препятствий и трудностей нас подживает на пути к ней. Но я надеюсь, вы все их сможете преодолеть.
Итак, в путь. Путешествовать будем на этой ракете (рисунок ракеты приклеен на ватман). Но прежде, чем мы отправимся в космос, необходимо проверить готовность всех членов экипажа к полету.
Мы с вами должны решить 3 главных вопроса:
- все ли учащиеся разместятся на борту ракеты;
- сколько всего времени затратим на полет до планеты;
- какое количество продуктов необходимо взять с собой.
2. Устная работа.
Ребята, у каждого на парте есть карточка с одной звездой. Прочитайте внимательно условие задачи, обсудите ее в паре и решите устно (на каждом ряду – своя задача).
Устное решение задач (работа в парах).
1 ряд: Сколько времени (в минутах) затратим, чтобы долететь до планеты «Числяндия», если ракета 3200 км пролетает со скоростью 8 км/с, а остальные 8000 км со скоростью на 2 км/с больше? (1200 с = 20 мин.)
2 ряд: Поместится ли наш весь экипаж (24 человека) в салон ракеты, если в каждом из 8 рядов имеется по 11 мест, да еще 6 мест, но из них 65 мест находятся в аварийном состоянии? (29 мест, все поместятся.)
3 ряд: Какое количество булочек необходимо взять с собой в полет, если 7 мальчиков съедают в день по 4 булочки, 2 мальчика – по 6 булочек, 11 девочек – по 3 булочки, а 4 человека сидят на диете и съедают по 1 булочки в день? (77 булочки.)
Итак, ребята, наша команда готова к полету. А космический корабль?
Давайте проверим его на исправность и заменим поломанные детали (слайд 2).
Устная работа: найдите ошибки и исправьте их.
25 + 324 + 75 + 76 = 600,
2 · 2 · 2 – 3 = 32 – 3,
25 · х · 4 · 3 = 300,
17а + 23 + 46а = 86а,
15 · 470 + 270 · 15 = 3000,
213 : 3 – 26 = 55
3. Решение примеров на все действия, историческая справка.
Команда и наш корабль готовы. Вы убедились сами, что можете положиться на товарища. Следующим этапом путешествия является посадка в корабль. Для этого необходимо узнать код, чтобы попасть на борт корабля.
Карточка с двумя звездочками. Решаем пример у доски по цепочки и составляем слова.
1 вариант 1755 : (102 – 37) + (27 + 59) · 4 – 1 |
2 вариант 1955 : (103 – 18) + (47 + 35) · 4 + 19 |
||||
344 З | 65 А | 28 Ы | 25 И | 360 Л | 370 А |
346 Ж | 27 У | 86 К | 351 М | 85 М | 23 Т |
371 М | 75 О | 370 А | 328 Е | 92 Г | 82 А |
АКУЗМА | МАТЕМА |
Историческая справка (два ученика)
АКУЗМА – священное изречение.
МАТЕМА – учение, знания, полученные через размышления.
В V веке древние греки знали 4 матема:
- учение о числах (арифметика),
- теория музыки (гармония),
- учение о фигурах и измерениях (геометрия),
- астрономия и астрология.
В это время было 2 направления в науке. Первое возглавлял Пифагор, второе – Гиппас Метапонтский.
Пифагор считал, что знания – это священное писание, а наука – дело тайное, только для посвященных. Никто не имеет права делиться своими открытиями с посторонними. Пифагор и его ученики назывались акузматиками.
Гиппас Метапонтский считал, что матема доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям, и называл себя и своих учеников математиками.
Победило второе направление. Так в V веке возникло слово «математика».
4. Самостоятельная работа (дифференцированные задания).
Наконец, мы с вами находимся в космическом корабле и нам предстоит шагнуть сквозь пространство. Наш корабль должен сделать прыжок через гиперпространство. Дальность этого прыжка зависит от вас.
Карточка с тремя звездочками. Решение задач (проверка через экран, слайд 3).
Повышенный уровень: Находясь в космосе, Дима сосчитал 369 звезды, что в 3 раза больше, чем Ваня, и на 45 меньше, чем увидел Сергей. Сколько всего звезд сосчитали ребята? (всего 906 звезды), (слайд 2)
Средний уровень: Путешествуя в открытом космосе, 5 учащихся увидели 17 пролетающих метеоритов, а остальные 19 учеников – по 12 метеоритов. Сколько всего метеоритов сосчитали учащиеся? (всего 313 метеорита)
5. Физкультминутка.
Сделав прыжок в гиперпространство, мы оказались рядом с неведанной планетой «Числяндия», на которой обитают загадочные жители. Они предлагают вам с ними пообщаться.
На планете две подружки,
Две смешные числовушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем землянам физкульт-привет!
6. Решение уравнений.
Оказывается, что на этой планете живут разумные существа. Мало того, у них такая же математика, как и у нас. Только ее жители не познакомились с уравнениями и надеются, что вы расскажите им как они решаются.
Двое учащихся выходят к доске решать уравнения (задание на карточке), работают по вариантам.
1 вариант 6у + 11у + 15 = 321 |
2 вариант 879 – (458 + х) = 231 |
Вопросы:
- как называются числа, которые записаны в условии;
- какие числа называются натуральными;
- с помощью чего записываются числа;
- сколько цифр вы знаете;
- что значит решить уравнение;
- назовите компоненты уравнения;
- что называется корнем уравнения?
7. Устная работа.
(слайд 4).
Итак, наша цель достигнута. Мы благополучно долетели до интересующей нас планеты, познакомились с ее жителями. А теперь пора возвращаться домой. Чтобы корабль успел долететь за доли минут, давайте вспомним перевод одних величин в другие.
3 т 60 кг = ? кг,
3025 м = ? км ? м,
4 ч 20 мин = ? мин,
98 см = ? мм,
290 дм = ? м.
8. Рефлексия.
И вот мы снова дома. Ребята, находясь на планете Земля, мы часто любуемся звездным небом. И мне бы хотелось, чтобы мы сами украсили звездами то пространство, в котором сегодня путешествовали.
У вас есть звезды трех цветов.
Если у вас на уроке:
- все получилось, вы со всеми заданиями справились правильно, наклейте красную звезду;
- допустили незначительные ошибки, но в целом задания были понятны и с ними справились, то наклейте желтую звезду;
- задания вызвали трудность, допустили много ошибок, то наклейте синюю звезду.
Посмотрите какое красивое небо у нас получилось. Хотелось бы, чтобы со временем на нем светили только красные звезды.
9. Домашнее задание.
Ребята, одну звезду я предлагаю взять себе на память о нашем космическом путешествии. На ней записано домашнее задание. Пусть эта звезда освещает дорогу к знаниям и напоминает о добром и светлом в жизни. Спасибо вам за урок!