Цели:
- Создать условия для понимания явления электромагнитной индукции;
- Создать условия для дальнейшего развития умений сравнивать, анализировать и делать выводы;
- Способствовать воспитанию коммуникативных навыков через организацию работы в группе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Дидактический и иллюстративный материал к уроку: мультимедийная презентация (приложение 1), задания для работы в группах (приложение 2), биография Фарадея (приложение 3), тест достижений (приложение 4), домашнее задание по выбору (приложение 5).
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | |
Приветствует учеников, предлагает занять свое место в творческих группах и проверить готовность рабочего места к уроку. | Приветствуют учителя, рассаживаются по творческим группам, проверяют готовность рабочего места. |
Целеполагание и мотивация | |
(Слайд № 1 с сотовым телефоном). Предлагаю начать урок с небольшого социологического исследования. Вы согласны? Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. А теперь те, кто постоянно не носит, но пользуется довольно часто. Для чего чаще всего используете мобильник? А еще для чего можно использовать? Мобильный телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в Интернете, и поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе? Как поступить в подобном случае? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты. (Слайд № 2 с зарядным устройством). На данном слайде показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает?
Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Как вы думаете, что нового мы должны узнать, изучая какое-то явление? Открывается доска на ней тема «Явление электромагнитной индукции» и требования государственного стандарта:
|
Пытаются разрешить проблемную ситуацию, ставят свои цели урока.
Знать, как называется явление, при каких условиях оно происходит, объяснить данное явление с научной точки зрения, познакомиться с применением на практике. Уметь выделять данное явление среди других и использовать знания для ответа на качественные вопросы. |
Актуализация знаний | |
Название явления состоит из двух частей: электро- и магнитная. Для того чтобы всем все было понятно давайте вспомним то, что уже изучали:
|
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают полученные ранее знания. |
Изучение нового материала | |
Достигнуть цели мы можем разными способами: послушать мое объяснение, прочитать параграф в учебнике, исследовать явление самостоятельно в ходе эксперимента. В каком случае вам будет интереснее работать?
Именно по этой причине мы с вами разделились на группы. Вспомните правила работы в группах:
|
Получают групповое задание. Читают, распределяют задание в группе, приступают к выполнению. |
Закрепление | |
Ученикам, выполнявшим экспериментальное задание, предлагается отчитаться по результатам их работы. При отчете задание читать не нужно. В чем заключался опыт? Каковы его результаты?
Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: «1. Явление заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменений магнитного потока, пронизывающего данный контур». Давайте проверим, верен ли, сделанный нами вывод. К какому мнению пришли ученые, выполнявшие подобные эксперименты? |
Группы отчитываются по 1 заданию. |
Предлагается выступить ученикам, выполнявшим историческое задание. Делается вывод о том, что полученные нами результаты совпадают с выводами Фарадея (Слайд с портретом Фарадея). Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: «2. Явление открыто Майклом Фарадеем в 1831 году». |
Группы отчитываются по заданию 2. Подробно 1 и 2, другие дополняют. |
Мы уже знаем, как называется явление, как оно происходит. А где оно применяется?
В тетради: «3. Явление применяется: Предлагается выступить ученикам, работавшим с рисунками. (Слайды с рисунками – фонарь Фарадея, велосипедный генератор, генератор постоянного тока, ручная зарядка для телефона). |
Группы отчитываются по заданию 3. |
Рефлексия. Тест достижений | |
Предлагает выполнить тест. | Выполняю тест, сравнивают свои ответы с эталоном. Самооценка. |
Домашнее задание | |
Сообщается информация о домашнем задании. (Слайд с домашним заданием) |
Ученики делают свой выбор. |