Одним из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Компьютер – универсальный инструмент, дающий возможность работать практически со всеми видами информации, существующими в современном мире. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
Использование медиаресурсов на занятиях может решать следующие учебные задачи:
- Устранение дефицита количества информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов и т.д.).
- Повышение эффективности индивидуального подхода к работе обучающихся.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала (одновременная визуальная и аудиальная подача учебного материала повышает эффективность его усвоения на 60%).
- Формирование информационной культуры школьника (поиск, отбор, переработка, упорядочение информации).
- Развитие наглядного образного мышления.
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса (за счёт уменьшения времени подачи учебного материала).
На современном этапе владение компьютером для учителя – это:
- возможность создавать иллюстративный и учебный материал к урокам в форме авторских презентаций;
- создавать и тиражировать собственный дидактический материал с учётом индивидуальных способностей обучающихся класса;
- проводить тестовый контроль знаний обучающихся;
- разрабатывать учебные пособия к отдельным разделам курса или к авторскому элективному курсу;
- привлекать обучающихся к созданию учебных и социокультурных проектов с использованием медиаресурсов;
- использовать имеющиеся электронные учебные пособия по предметам.
Эффективность внедрения ИКТ в образовательный процесс во многом определяется системным подходом администрации ОУ к решению данного вопроса.
Администрация МОУ «СОШ № 1» г. Колпашево Томской области начала целенаправленную работу в этом направлении с 2005 года. Три года работы позволяют подвести некоторые итоги.
Приоритетные задачи внедрения ИКТ в образовательное пространство школы:
- создание необходимых условий для внедрения ИКТ в образовательное пространство школы;
- повышение профессиональной компетентности современного учителя, уровня теоретических знаний педагогов по внедрению ИКТ в образовательное пространство школы;
- организация работы по осуществлению непрерывного образования педагогов;
- совершенствование методики использования ИКТ, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий с целью повышения эффективности образовательного процесса в целом;
- формирование активной позиции педагога по отношению к разработке и внедрению педагогических инноваций;
- формирование активной позиции педагога по отношению к обобщению и презентации своего педагогического опыта по использованию ИКТ на различном уровне.
Управленческие шаги для решения данных задач:
- Нормативное обеспечение инновационных процессов.
- Создание материально-технических условий для внедрения ИКТ в образовательный процесс.
- Материальное и моральное стимулирование работников, участвующих в инновационных процессах.
- Повышение квалификации работников в области внедрения ИКТ в образовательный процесс.
- Методическое сопровождение внедрения ИКТ в образовательный процесс.
- Реорганизация школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр
- Создание мобильной творческой группы «Проектная деятельность и ИКТ в образовательном пространстве».
- Формирование активной позиции педагога по отношению к презентации своего педагогического опыта на уровне школы, района, области.
Остановимся подробнее на каждом из направлений.
1. Нормативное обеспечение инновационных процессов.
В течение 2007 – 2008 г.г. разработаны и введены в действие следующие локальные акты:
- Положение «Об организации тематического методического дня»;
- Положение «О работе медиакабинета»;
- Положение «Об инновационной деятельности»;
- Положение «О библиотечно-информационном центре»;
- Положение «О работе мобильной творческой группы «Проектная деятельность и ИКТ в образовательном пространстве»;
- Положение «О порядке и условиях распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Данное направление находит свое отражение отдельной главой в плане работы школы и при составлении годовой сметы школы.
2. Создание материально-технических условий для внедрения ИКТ в образовательный процесс.
На начало 2008 – 2009 учебного года количество обучающихся в школе составляет 350 обучающихся, образовательный процесс осуществляют 26 педагогических работников. На сегодняшний момент в школе функционирует обновлённый кабинет информатики, сформирован медиакабинет, оснащённый мультимедийным проектором, интерактивной доской, аудио и видеоаппаратурой. Кроме кабинета информатики и медиакабинета, компьютеры установлены в библиотеке (4 шт.), кабинетах руководства (4 шт.), кабинетах вспомогательных служб (психолога, социального педагога, методическом кабинете) Школа имеет обширную медиатеку, 2 ноутбука, 3 мультимедийных проектора, 2 DVD проигрывателя, 2 видеокамеры, видео и аудиотехнику, есть скоростной доступ в Интернет в двух зданиях школы. В июне 2008 года открыт официальный сайт МОУ «СОШ № 1» г. Колпашево.
Считая информатизацию образовательного процесса приоритетным направлением, администрация ОУ находит средства для его материально-технического обеспечения. Например, в 2007 – 2008 учебном году для развития информационного пространства ОУ было использовано финансовых средств более 400 тысяч рублей:
Направления финансирования | Субвенция | Местный бюджет |
Компьютеры, комплектующие и оргтехника (полностью обновлен кабинет информатики и сформирован медиакабинет) | 339544 | 22836 |
Книги, видео, аудио и медиаматериалы | 50538 |
3. Материальное и моральное стимулирование работников, участвующих в инновационных процессах.
В условиях самостоятельного финансирования в 2007 – 2008 учебном году Администрацией школы была разработана и утверждена педагогическом советом рейтинговая система распределения надтарифного фонда. Её цель - повышение у педагогов личной мотивации к саморазвитию и совершенствованию профессиональной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.
В 2008 – 2009 учебном году школа приняла участие в Комплексной программе модернизации образования, что позволило перейти на новую систему оплаты труда и увеличить долю стимулирующих выплат до 30% от фонда оплаты труда. В связи с этим разработано и принято Положение «О порядке и условиях распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1», где в бальной системе учитываются все достижения педагогов, в том числе и за участие в инновационных процессах.
По итогам работы педагогических работников в полугодии и учебном году издаётся приказ о поощрении. Кроме того, за подготовку призеров различных конкурсов, олимпиад, соревнований, призовые места в профессиональных конкурсах различного уровня, начиная с муниципального, педагоги получают разовые премии.
4. Повышение квалификации работников в области внедрения ИКТ в образовательный процесс.
На сегодняшний день 18 педагогических работников школы (69%) прошли курсовую переподготовку по использованию ИКТ в образовательном процессе в объёме не менее 72 часов. В 2007 – 2008 учебном году 11 педагогов прошли курсы повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя предметника» на базе Томского института повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО), 11 педагогов прошли курсы повышения квалификации «Использование программного обеспечения на платформе ОС Linux в деятельности учителя предметника» на базе Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Кроме того, руководитель библиотечно-информационного центра имеет сертификат прохождения курсов по теме «Разработка образовательных медиаресурсов» на базе ТОИПКРО, а учителем информатики пройдены курсы «Технология создания и использования интерактивных компьютерных продуктов-сайтов» на базе ТГПУ и «Информационные технологии» на базе Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в рамках программы сотрудничества со «Школьным университетом» ТУСУРа.
5. Методическое сопровождение внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Основными организационными формами методического сопровождения являются
- методическое занятие
- тематический методический день
- индивидуальное консультирование
- мобильная творческая группа
Подготовлены и проведены следующие методические занятия:
- Как подготовить медиаурок? Педагогические основы проектирования медиаурока. Технологический сценарий медиаурока. (2005 г.)
- Методика использования компьютерной презентации на уроке, во внеурочной деятельности, в проведении родительских собраний. (2006 г.)
- Продуктивные способы внедрения ИКТ: использование имеющихся медиаресурсов, создание авторских медиаресурсов, организация проектной деятельности обучающихся. (2007 г.)
- Использование возможностей операционной среды MS POWER POINT в проектной деятельности обучающихся. (2008 г.)
Подготовлены и проведены:
- Тематический методический день «Использование медиаресурсов как способ повышения эффективности образовательного процесса». Ноябрь, 2006. (В рамках районного семинара для руководителей ОУ.)
- Тематический методический день «Проектная деятельность и ИКТ в образовательном пространстве школы». Декабрь, 2007. (В рамках районного семинара для учителей-предметников.)
Цели Тематических методических дней:
- Презентация положительного опыта работы школы в данном направлении на уровне района.
- Активизация деятельности педагогов по освоению и внедрению компьютерных технологий в образовательный процесс.
Индивидуальное консультирование осуществляется с целью качественной подготовки материалов для участия в педагогических конкурсах и фестивалях.
Кроме того, с 2007 года каждый учитель на августовском педсовете получает диск с актуальными методическими материалами (по анализу и самоанализу педагогической деятельности, презентации инновационных форм и приёмов работы, аннотированные библиографические справочники, информация о профессиональных конкурсах различного уровня и т.п.)
6. Создание мобильной творческой группы «Проектная деятельность и ИКТ в образовательном пространстве».
В 2008 году в соответствии с Положением о деятельности временных творческих проектных (проблемных) групп педагогов организована работа мобильной творческой группы «Проектная деятельность и ИКТ в образовательном пространстве».
Цель деятельности творческой группы - создание условий творческой работы в обеспечении практического решения проблемы внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс.
Деятельность творческой группы направлена на решение следующих задач:
- обеспечение освоения и использования инновационных технологий, методов и приёмов обучения и воспитания обучающихся;
- повышение уровня методической подготовленности педагогов к организации образовательного процесса;
- проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности;
- пропаганда и осуществление новых подходов к организации обучения и воспитания;
- создание условий для непрерывного педагогического образования учителей.
В работе творческой группы в 2007 – 2008 учебном году принимало участие 5 (16 %) педагогических работников, в 2008 – 2009 учебном году – 7 (24%) педагогических работников школы.
Проведены методические занятия:
- Теоретические основы проектной деятельности.
- Проектная деятельность в работе учителя-предметника.
- Проектная деятельность обучающихся в организации внеклассной работе по предмету.
- Проектная деятельность в работе классного руководителя.
- Ярмарка идей.
7. Реорганизация школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр.
За последние годы в связи с изменившимися подходами и требованиями к организации образовательного процесса школьная библиотека значительно расширила свои функции, что закономерно привело к реорганизации в 2006 году данного структурного подразделения в библиотечно-информационный центр (БИЦ).
Основные функции БИЦ.
- Образовательная — поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы.
- Информационная — предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
- Культурная — организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Основные задачи БИЦ:
- Обеспечение наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
- Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя.
- Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.
- Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств.
- Накопление собственного банка педагогической информации.
- Организация обучения пользователей методике нахождения и получения информации из различных носителей.
- Оказание помощи в деятельности обучающихся и учителей в образовательных проектах.
- Проведение внеклассной работы на базе информации на традиционных и нетрадиционных носителях.
Данные задачи определили направления деятельности БИЦ:
- Пополнение банка педагогической информации.
- Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся в получении информации.
- Создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги.
- Оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотеки школы с использованием различных информационных средств обучения.
- Формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.
- Создание условий обучающимся, учителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM-технологиями.
Результаты работы по основным направлениям деятельности БИЦ.
1. Автоматизация библиотечных процессов
Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, 4 компьютера, ксерокс, 2 сканера, принтер. Установлена программа АИБС «МАРК-SQL» - версия для школьных библиотек». Данная программа обеспечивает комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов: автоматизированный прием и выдачу книг и учебников пользователям, комплектование литературы, обработка поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание пользователей, учет фонда БИЦ (учебники, основной фонд, медиатека). Содержание фонда БИЦ соответствует потребностям обучающихся и педагогов.
В структуре фонда БИЦ большую роль играют нетрадиционные носители информации: аудио-, видео-, электронные издания, Интернет. На сегодняшний день в фонде БИЦ имеется более 500 аудио-видео и электронных изданий. Все это дает возможность оказывать качественные образовательные услуги всем участникам учебного процесса, повышает оперативность, полноту и точность получаемой информации, экономит время, расширяет спектр оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, дает возможность наиболее полно использовать ресурсы, повышает комфортность работы пользователей.
2. Справочно-информационная работа в помощь образовательному процессу.
Одним из ведущих направлений информационной и справочно-библиографической работы является составление электронных картотек и каталога, рекомендательных списков литературы:
- Аннотированные указатели для учителей-предметников.
- Аннотированные указатели: «Групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга», «Проектная деятельность в образовательном пространстве ОУ», «Уроки с фестивалей «Сценарий медиаурока с использованием компьютера», «Проектная деятельность и компьютерные технологии».
Электронный каталог, электронная картотека периодических изданий и выход в Интернет дали возможность практически полностью выполнять все запросы пользователей, как учителей, так и обучающихся. Внедрение АИБС “MAPК-SQL ” в работу БИЦ поставило ее на более высокий уровень. Подключение БИЦ к Сети Интернет позволило учителям задействовать обучающихся в олимпиадах и конкурсах. Также учитель получает информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании, об образовательных Интернет-ресурсах.
Медиатека и фонд справочной литературы на данный момент скомплектованы достаточно качественно по всем предметам, и это позволяет применять в деятельности БИЦ и педагогов новые информационные технологии.
8. Формирование активной позиции педагога по отношению к презентации своего педагогического опыта на уровне школы, района, области.
Результатом управленческой деятельности по внедрению ИКТ в образовательное пространство можно считать позитивную динамику участия педагогов нашей школы в различных профессиональных конкурсах, фестивалях, конференциях, семинарах на различных уровнях.
За три последних года в рамках районных семинаров для работников ОУ было представлено 15 уроков и внеклассных мероприятий с использованием медиаресурсов.
С 2005 года Томский институт повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО) проводит ежегодный «Фестиваль медиауроков с использованием компьютера», с 2006 года - Фестиваль «Проектная деятельность и ИКТ». Результаты участия в этих мероприятиях представлены в таблице:
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Фестиваль медиауроков с использованием компьютера | 4 (10%) | 8 (21%) | 8 (25%) | 8 (31%) |
Фестиваль «Проектная деятельность и ИКТ» | - | - | 3 | 2 |
Таким образом, на сегодняшний момент на региональном уровне представлены и опубликованы в сборниках по итогам фестивалей 33 авторские разработки педагогических работников нашей школы. В 2006 и 2007 году Администрация и коллектив школы были награждены Дипломом Департамента общего образования Томской области за участие в Фестивале медиауроков с использованием компьютера.
В 2007 году три педагога школы были приглашены на заключительный этап многоуровневого проекта 2007 года «Компьютерные технологии в педагогической деятельности» для ведения целевых секций, в 2008 году уже 4 педагога участвовали в итоговых мероприятиях Фестивалей.
В 2007 году три педагога стали победителями Всероссийскогофестиваля идей и инноваций в области образования (организатор - ООО «Современные образовательные концепции»). Хотелось бы заметить, что наша школа – единственная в Томской области, имеющая трёх победителей этого фестиваля.
В 2008 году 2 педагогических работника представили опыт своей работы на межмуниципальном семинаре «Развитие информационного пространства школы, работающей в инновационном поле образования» (организатор – Центр дистанционного образования ТОИПКРО); 1 педагог участвовал в Областной научно-практической конференции «Проектный метод на уроках русского языка и литературы» (организатор – Центр гуманитарного образования ТОИПКРО) и в Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании («ИТО-Сибирь – 2008»)» (организаторы – Международный конгресс конференций «ИТО», Образовательный центр «Школьный университет»).
Всё вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
- На сегодняшний день в педагогическом коллективе 18 человек (69%) имеет подготовку в области ИКТ, из них 11 человек прошли курсы повышения квалификации в 2007 – 2008 учебном году.
- Численность преподавателей, работающих в Интернете – 16
- Среднее количество учебных часов в неделю, на которых используются ИКТ (кроме информатики) – 15.
- За последние три года в области внедрения ИКТ в образовательный процесс, создания авторских медиаресурсов, их презентации на различных уровнях наблюдается позитивная динамика: 14 педагогов (54% всего педколлектива) активно используют в своей деятельности ИКТ и являются разработчиками авторских продуктов в этой области.
В целом можно говорить об успешной реализации поставленных целей и задач процесса внедрения ИКТ в образовательное пространство школы.