Цели урока:
- знакомство обучающихся с творчеством выдающихся художников-романтиков XIX века; представление самых известных картин, являющихся вершиной романтизма в изобразительном искусстве; определение основных жанров, излюбленных тем и мотивов живописи романтизма;
- развитие умения анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности; развитие речи;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.
Оборудование:
- распечатки с тестом, со справочным материалом к теме урока (имена художников, годы жизни; вопросы и задания по теме; домашнее задание – см. Приложение 1);
- репродукции картин русских художников;
- электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 классы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Слово учителя (с элементами беседы).
Мы продолжаем знакомиться с художественной культурой XIX века и представителями самого яркого направления начала века – романтизма.
О каком виде искусства мы говорили на прошлом уроке? (О музыке)
Почему именно с музыки мы начали знакомство с романтизмом? (Хотя романтизм коснулся всех видов искусств, в музыке он нашёл наиболее яркое и образное воплощение. Романтики в буквальном смысле слова создали культ музыки, которая отныне объявлялась образцом, нормой художественного творчества. Они возвели музыку на высшую ступень «лестницы искусств». Никакой другой вид искусства не может охватить и выразить подлинную глубину чувств так, как музыка)
2) Выполнение заданий теста. (см. Приложение 2)
(звучит музыка – Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»)
III. Запись темы и определение целей урока.
IV. Актуализация опорных знаний.
Зная основные эстетические принципы романтизма, вы можете предположить, какие жанры живописи были особенно популярны у романтиков. Почему?
- Портрет: интерес к человеку – личности исключительной, неординарной.
- Пейзаж: природа как стихия, воплощение силы и свободы, красоты и бесконечности.
V. Изучение нового материала. Портретная живопись романтизма.
1) ЭСУН
- Эжен Делакруа. «Портрет Фридерика Шопена».
- Франсиско Гойя. «Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель».
- Орест Адамович Кипренский. Портреты А.Пушкина, мальчика Челищева.
2) Сообщение учащихся:
- интересные факты биографии художника;
- экскурсия по картине «Портрет Е.В.Давыдова»;
- о фактической неточности в новой киноверсии романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
3) ЭСУН
- Карандашные портреты героев Отечественной войны 1812 года О.Кипренского.
- Карл Павлович Брюллов. «Портрет Нестора Васильевича Кукольника» и другие.
4) Беседа по вопросу к уроку №1.
Назовите основные «приметы» романтического портрета.
- (контрастное освещение, подчёркивающее скульптурную лепку лица, его эмоциональную напряжённость;
- небрежность причёски («ветер в затылок»);
- абстрактный, но насыщенный живописным движением фон, неразработанность фона;
- интерес к творческим и героическим личностям – современникам)
5) Сообщение учащихся:
- экскурсия по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи»
VI. Изучение нового материала. Пейзажная живопись романтизма.
1) Слово учителя. Обратите внимание на вопрос №2 к уроку. Постарайтесь ответить на него по мере знакомства с материалом.
Что представляет собой излюбленный тип романтического пейзажа?
2) ЭСУН
- Теодор Жерико. «Плот «Медузы».
- Джон Констебл. «Собор в Солсбери», «Облака в Хампстеде»
- Уильям Тёрнер. «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость».
- Каспар Давид Фридрих. «Закат солнца», «Ризегебурге».
- Иван Константинович Айвазовский.
3) Сообщение учащихся об Айвазовском.
4) Обсуждение вопроса по теме.
- (мрачный колорит с проблесками лунного или солнечного света;
- море, спокойное или бушующее, - любимая стихия;
- пейзажи-катастрофы: сцены кораблекрушений, стихийных природных катаклизмов).
5) Анализ пейзажа «Монах на берегу моря» К. Д. Фридриха (доказать, что это романтический пейзаж).
VII. Итоги урока.
Ответ на вопрос №3
Назовите самые известные картины русских художников-романтиков.
VIII. Домашнее задание.
(тема «Современность глазами романтиков»)
Рассказать об одной из предложенных картин:
- Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)»;
- Ф. Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».