Шар земной, для одних ты – арбуз. На куски
Разрывают тебя и кромсают зубами,
Для других ты – лишь мяч, и, толпясь, игроки,
То хватают тебя, то пинают ногами.Шар земной для меня не арбуз и не мяч.
Шар земной, для меня ты – лицо дорогое,
Я слезинки твои утираю – не плачь,
Кровь смываю твою и пою над тобою.
Расул Гамзатов
Самой главной проблемой 21 века ученые всего мира считают загрязнение окружающей среды. Даже в нашем небольшом городе построены предприятия, которые, по мнению горожан, загрязняют воздух, почву и воду.
Но ведь многое зависит от самих жителей. Урны не используются по прямому назначению, они пустуют: бутылки и обертки от конфет валяются вокруг них. Взрослые люди возмущаются поведением молодежи, которая калечит деревья, жжет траву, бросает мусор – это с детских лет оставшаяся привычка, ведь основные черты характера формируются именно в дошкольном детстве.
Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем [1].
В ДОУ постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Большое внимание при этом уделяется природоохранной деятельности.
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, педагоги приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством игровых педагогических технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческую деятельность, используют природоохранные акции, проекты, экологические постановки.
Приоритетным направлением работы ДОУ является экологическое воспитание. Кроме того, ежегодно в апреле мы проводим традиционную театральную неделю, в которой принимают участие все дошкольные группы. В прошлом году возникла идея: объединить экологию и театр. Педагоги совместно с детьми подготовили театрализованные выступления на экологическую тематику (любовь и бережное отношение к природе, охрана природы, экологические проблемы города и др.). В итоге из этой затеи получился настоящий праздник, в котором приняли участие взрослые и дети. Праздник так понравился, что возникла идея создать на базе ДОУ настоящий экологический театр.
Цель данной работы мы видим в формировании экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитии чувства коллективизма, ответственности, формировании опыта нравственного поведения.
Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг.
Задачами экологического театра являются:
- совершенствование форм и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию;
- развитие творческих способностей детей;
- вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;
- привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.
В ДОУ была создана творческая группа, состоящая из педагогов и педагога – эколога, которая разработала перспективный план научно – методической работы по проблеме «Создание экологического театра в ДОУ», рассчитанный на 2 года.
Этапы работы по проблеме «Создание экологического театра в ДОУ» (на 2 года).
Этапы | Методические мероприятия |
1. Организационно – теоретический.
Цель: анализ образовательной ситуации в детском саду; ознакомление с научно – методической литературой; изучение передового педагогического опыта. |
1. Теоретическая консультация «Детский экологический театр». 2. Проблемный семинар «Эколого – развивающая среда для создания экологического театра в детском саду». 3. Пополнение в группах театральных уголков в соответствии с задачей. 4. Представить к рассмотрению перспективные планы работы в группе. |
2. Методический.
Цель: Организация коллективного творческого поиска путей организации экологического театра в ДОУ. |
1. Диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников. 2. Проблемно-проектировочный семинар по разработке и внедрению в практику работы с детьми экологического театра как одной из форм работы по экологическому воспитанию. 3. Представление «Копилки идей и находок» по организации экологического театра (сценарии, сюжеты, стихи, частушки). |
3. Практический.
Цель: Показ лучших образцов передового педагогического опыта в детском саду. |
1. Семинар – практикум «Система работы по созданию экологического театра». 2. Презентация сценариев театральных постановок природоохранного содержания. 3. Взаимопосещения (театральная неделя) 4. Театрализованное представление «Экологический театр. Взрослые – детям.» 5. Педагогический совет «Развитие личности дошкольника в процессе занятий экологическим театром». |
4. Аналитический.
Цель: анализ уровня экологической воспитанности дошкольников; обобщение передового педагогического опыта по проблеме «Организация экологического театра в ДОУ», перспективы. |
1. Изучение и обобщение опыта работы педагогов ДОУ по проблеме создания экологического театра. 2. Презентация передового педагогического опыта педагогов ДОУ на методическом объединении «Организация экологического театра и экологической агитбригады в ДОУ». |
Система работы над экологической постановкой.
Один из важнейших моментов экологического театра – непосредственная работа над экологической постановкой. Педагоги ДОУ данную работу проводят в системе. Сценарии во всех дошкольных группах придумываются совместно детьми и взрослыми, активное участие в их создании принимают родители воспитанников. Затем дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу.
Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.
В процессе работы над экологическим спектаклем педагоги учитывают возраст зрителей, продолжительность пьесы, пытаются сделать ее легкой для восприятия: спектакли перемежаются играми, зал становится активным участником событий, происходящих на сцене.
Огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения оказывает семья. Педагогами на протяжении длительного времени проводилась непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию экологического театра. Данная работа выражалась в экологическом просвещении и включала в себя сведения об экологической ситуации в городе, экологии питания, зависимости здоровья детей от качества окружающей среды, совместных экскурсиях на предприятия города, экологических праздниках. В итоге родители воспитанников с удовольствием сочиняют частушки, стихи и песенки на экологическую тематику, придумывают сюжет, оказывают помощь в изготовлении костюмов из бросовых материалов, декораций.
Создание экологической агитбригады.
В старшей и подготовительной группе на базе экологического театра возникла экологическая агитбригада, обладающая мощным воспитательным потенциалом.
Ее главными достоинствами являются мобильность, оперативность и актуальность. Кроме того, экологическая агитбригада не требует большого количества декораций, атрибутов, костюмов.
Экологическая агитбригада — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Главная цель работы агитбригады нашего ДОУ – активизация экологического движения в своем детском саду, районе и привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды города и его окрестностей.
Задачи агитбригады:
- популяризация экологического образования и воспитания дошкольников;
- формирование у них экологического самосознания, экологической этики;
- формирование активной гражданской позиции в вопросах охраны, сбережения и приумножения природных богатств;
- создание условий для социализации личности воспитанников в процессе природоохранной работы;
- раскрытие творческого потенциала детей.
В организации этой работы мы пока делаем первые шаги, но на нашем счету уже есть агитационные выступления перед воспитанниками детского сада, на общем родительском собрании «Чистый город», приуроченном к городской акции «Марш парков», в администрации города на образовательном семинаре «Формирование компетентности населения в сфере обращения с отходами». В планах – организация городского фестиваля экологических агитбригад «Солнечный круг».
Работа экологической агитбригады принесла свои плоды. По результатам диагностики уровней экологической воспитанности детей дошкольного возраста, для них характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Однако агитационная деятельность экологической бригады заключается не только в теоретическом изложении проблемы, дети принимают активное участие в озеленении и уборке территории детского сада, прилегающей улицы, а зачастую еще являются и инициаторами такой работы.
Активное участие члены агитбригады – воспитанники подготовительной группы – принимали в реализации проекта «Апатиты – город для жизни», акциях «Елочка», «День птиц», субботниках.
В деятельность агитбригады, как и в организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, но и становятся нашими помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр и экологическая агитбригада - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль (а еще лучше самим его придумать), требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других [2].
Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Список литературы:
- Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.
- Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008.