На протяжении длительного периода отличительной чертой профессионального образования в Российской Федерации являлось его единообразие. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране потребовали обновления системы среднего профессионального образования. В связи с чем в «законе об образовании РФ» обозначены новые подходы к философии образования; изменение социальной роли образования, гуманизации процесса образования, демократизация методов и форм. Усложнение функции современного профессионального образования, особенно в условиях перевода его в режим развития, изменение содержания его деятельности, влекут за собой изменения организационного характера в жизни студенческого коллектива, обуславливают усложнение труда преподавателей, определяют потребность в поиске новых форм организации учебной деятельности. Уходя от прежнего единообразия, каждое среднее специальное профессиональное учебное заведение имея свою индивидуальность, свои традиции, выстраивают свою траекторию развития. Новокузнецкий филиал Томь-Усинского горнотранспортного колледжа стремится к обновлению содержания образования, внедрению адекватных новому содержанию методик и технологий, поиску эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса. Представленная программа организации научно- исследовательской деятельности студентов является попыткой внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий позволяющих сформировать новую модель среднего профессионального образования. Реализацией представленной программы будет полезной в работе по созданию индивидуальной модели научно-исследовательской деятельности студентов среднего специального учебного заведения
Обоснование актуальности выбранной опытно-экспериментальной работы
Обновление среднего специального образования, переоценка ценностей в образовании потребовали особого внимания к разработке организационной структуры содержания учебных планов и образовательных программ, внедрение современных педагогических технологий в образовательном учреждении. Российскому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в то, что бы рассмотреть и развить способность его представителей. Решение об организации научно-исследовательской деятельности студентов принято педагогическим коллективом колледжа в 2004-2005 учебном году, исходя из реальности сегодняшних дней, возрастных требований к универсальности знаний студентов и необходимости подъема духовной культуры студентов и учитывая:
- богатые традиции Новокузнецкого филиала Томь-Усинского горноэнерготранспортного колледжа в обучении студентов в течении более 30 лет
- высокий кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем исследовательской педагогической деятельности
- достижение необходимого уровня качества образования фактически по всем учебным дисциплинам
Объект исследования
Новокузнецкий филиал Томь-Усинского горноэнерготранспортного колледжа
Предмет исследования
Научно-исследовательская деятельность студентов НФТУГЭТК
Цель исследования
Организация научно-исследовательской деятельности студентов в колледже
Задачи исследования
- Провести диагностическое исследование развития познавательных и исследовательских возможностей и мотивация студенческого коллектива колледжа.
- Разработать нормативную документацию по организации научно-исследовательской деятельности студентов в колледже.
- Разработать и апробировать методику диагностических исследований склонности студентов к исследовательской деятельности.
- Организовать научно-исследовательскую деятельность студентов через создание научно-исследовательского общества.
- Разработать модель научно-исследовательской деятельности студентов в среднем специальном учебном заведении ( на основе экспериментальных данных Новокузнецкого горноэнерготранспортного колледжа).
Методы исследования
- Изучение и анализ мирового и отечественного опата организации научно-исследовательской работы студентов.
- Методы логического моделирования.
- Методы педагогического и психологического наблюдения.
- Педагогический эксперимент.
- Методы анкетирования, тестирования, ранжирования, рейтинга.
- Методы математической статистики.
Прогнозируемый результат
Создание на базе Новокузнецкого горноэнерготранспортного колледжа модели научно-исследовательской деятельности студентов среднего профессионального учебного заведения, обеспечивающее образование и развитие личности студента способной к жизненному самоопределению и творческой самореализации.
Этапы опытно-экспериментальной работы.
1 этап - подготовительный
- Знакомство с различными моделями организации исследовательской деятельности студентов.
- Создание творческой группы преподавателей желающих заниматься исследовательской работой со студентами.
- Принятие коллективом колледжа решения о отработке экспериментальной модели.
2 этап - организационный
- Создание научного студенческого общества.
- Решение проблемы слаженности и взаимодействия педагогического и студенческого коллектива.
- Обоснование и разработка нормативной документации обеспечивающей деятельность научного студенческого общества.
3 этап - практический
- Экспериментальная апробация научно-исследовательской деятельности студентов через функционирование научного студенческого общества.
- Привлечение преподавателей ВУЗов к работе со студентами.
- Организация внеколледжевской научно-исследовательской деятельности студентов
4 этап - аналитический
- Аналитическая деятельность по оценке результативности экспериментальной апробации модели научно-исследовательской деятельности студентов
- Обобщение на основе анализа деятельности научного студенческого общества наполнения содержания модели организации научно-исследовательской деятельности студентов.
- Проведение внешней экспертизы модели организации научно-исследовательской деятельности студентов.
5 этап - внедрение
- Совершенствование материальной базы исследовательской деятельности студентов.
- Создание технологии комплексного подхода к организации научно-исследовательской деятельности студентов в ССУЗ.
- Создание модели организаций научно-исследовательской деятельности студентов.
Формы представления результатов эксперимента.
- Отчеты по завершению каждого этапа эксперимента.
- На научно-методическом совете
- На педагогическом совете
- На аппаратном совещании при директоре
- Публикации в методических и предметных журналах.
- Издание методического альманаха творческой группы.
- Участие в выставках достижений методического мастерства.
Взаимодействие с внешними учреждениями по организации научно-исследовательской деятельности студентов.
- Новокузнецкая городска библиотека имени Н.В.Гоголя.
- Техническая библиотека Сибирского Государственного Индустриального Университета.
- Новокузнецкий дворец творчества детей и молодежи
- Новокузнецкий Государственный Педагогический институт.
- Московский институт экономики и права (сибирский филиал).
- Томский Архитектурно-строитальный университет (сибирский филиал).