Открытый урок по рисованию "Техника штампа"

Разделы: Начальная школа


"Природа дана нам в наследство нашими дедами, чтобы мы передали её своим внукам."

Цель урока:

  • Познакомить детей с видами произведений изобразительного искусства - портретом, натюрмортом, пейзажем.
  • Познакомить со способом рисования "техника штампа".

Оборудование:

  • картины (портрет, натюрморт, пейзаж в изображениях великих художников),
  • краски,
  • кисти,
  • салфетка,
  • два листа бумаги.

Организационный момент: работа с эпиграфом, постановка цели.

Ну вот, ребята, мы начнем урок.
Живем мы с вами в 21 веке.
Пора определиться, как нам жить:
Поговорим мы о природе и о человеке.

Ход урока

На прошлом уроке мы знакомились с выполнением рисунка-плаката по правилам дорожного движения. К рисунку подобрали надпись. Лозунги, которые были придуманы, говорили об осторожном поведении на проезжей части, о правилах поведения, о внимательности при пересечении проезжей части. Сегодня ваша цель - подобрать лозунг к нашей новой картине.

Где вы встречали картины?

Прошу вас закончить предложения:

  • Книги пишет:.(автор, писатель).
  • Картины пишет:.(художник).
  • Иллюстрации к книгам рисует : (художник-анималист).

Учитель демонстрирует картину-натюрморт.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, или все предметы сразу -
Знай, что это НАТЮРМОРТ.

Демонстрируем картину-портрет:

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька - твой сосед -
Обязательно картина называется ПОРТРЕТ.

Сообщение учителя. Русская живопись началась с иконы. Слова "икона" и "иконостас" мы воспринимаем как истинно русские, на самом же деле они пришли к нам из Греции - вместе с христианской религией. Портрет же является одним из главных жанров изобразительного искусства. Зародилось искусство портрета в глубокой древности. В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. У мумий на месте лиц были вставлены портреты людей. Ученые считают, что эти портреты писались еще при жизни, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты.

В музее А.С.Пушкина хранится портрет фараона Аменхотепа II, созданный в XIX веке до нашей эры. Искусство портрета безгранично, однако, чаще всего, опыт портретиста художник приобретает рисуя самого себя, т.е. автопортрет.

Демонстрируем картину-пейзаж.

Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш -
Обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ.

Остановимся на пейзаже - поскольку тема нашего урока "Природа и человек".

Выполняется набросок - рисунок в карандаше.

1)

Мы с линии горизонта картину начнем, чтоб не были в небе ни ёлка, ни дом.

2)

Нам в дождь и в зной поможет друг - зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. Что это? (Дерево).

3)

Ну и платье - сплошь иголки
Его носят вечно: (Ёлки).

4)

За рекой они росли, их на праздник принесли.
На веточках иголки, мы рисуем елки.

5)

Гриб стоит среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.

6)

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет! (Солнышко)

7)

Крот вырыл нору, сделал дыру.
Солнце сияет, а он и не знает. (Рисуем холмик с норой)

8)

Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Рисуем ежа)

Во время рисования ежа читаю стихотворение:

А ёжик взял и убежал, его никто не обижал.
Он тосковал еще с утра. Он тосковал еще вчера.
Чего он, глупый, тосковал? К нему никто не приставал.
Его мы так любил, мы гладили и мыли.
Но он свернулся и дрожал, а после взял и убежал.
Мы обыскали все кусты до самой темной темноты.
И я кричал, и брат кричал, а еж свернулся и молчал.
В траве сновали паучки, тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире еж был в своей квартире.

9)

На полянке, в нашем лесу, мы построим домик-красу.
Мы построили домик и вот:
Кто, кто в теремочке живет?

Дети показывают выполненные дома рисунки и читают стихи. Рисунки помещаются на выставку.

Это я, мышка-норушка!
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышка).

Это я, лягушка-квакушка!
Лягушка-попрыгушка, глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки комары да мушки:

Это я :
Много бед таят леса,
Волк, медведь, там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка).

Тили-тили-тили бом!
Сбил сосну зайчишка лбом!
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорей бегу я в лес
Сделать заиньке компресс!

Кто, кто в теремочке живет?
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пушистый хвост - краса. Кто это? (Лиса).

Кто, кто в теремочке живет?
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскаля пасть,
Он на всех готов напасть! (Волк)

Кто, кто в теремочке живет?
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжий вой,
Спит в берлоге под сосной.
Все говорят, что похож я на папу -
Такой темно-бурый, такой косолапый.
Но только и папа похож на меня:
Такой же охотник до меду, как я.
Мишка в улей влез и вот -
С лапы капал сладкий мед!
Я над ним смеяться начал:
"Медвежонок насвинячил:"
- Что за шутки, тот ответил.
- Я - медведь, я намедведил!

Учитель переходит к работе с выполненным эскизом. Заранее должен быть подготовлен точно такой рисунок, но уже выполненный в красках. Законченный рисунок прикладываю с другой стороны эскиза.

А что же случится, если в наш тихий дол
Вдруг, человек нехороший вошел?
Он - царь природы, его не тронь!
Он веселился, разжег огонь.
Весь день отдыхал, к ночи не было сил,
Домой уходя - он огонь не гасил.

Во время демонстрации стихотворения на чистом альбомном листе учитель рисует треугольники. Желтый, его обводим красным, красный - черным. Получились трехцветные треугольники. Это штамп.

Краски накладываются густо и быстро, чтобы они не успели высохнуть. Треугольники прикладываем к пейзажу, крепко прижимаем и разглаживаем от нижней части рисунка к верхней. Снимаем штамп с рисунка, получилось яркое пламя. Пейзаж полыхает в огне.

Ой, поглядите, что за кошмар!
На нашей картине пожар!
Выгнал огонь и ежа и лису
И уничтожило пламя красу!
Искру туши - до пожара!
Беду отводи - до удара!
Нет! Нет! Нет! Пусть будет так:

"Сожженный" пейзаж быстро снимаем, под ним выполненный заранее рисунок с надписью: "Береги лес от пожара!".

Нужно, чтоб в наш тихий солнечный дол
Человек аккуратный и добрый вошел!
Он елку еще одну посадил.
Вот дело, так дело! Он не вредил!
С домом остались и волк и лиса
И заяц с медведем, и крот:
Ну вот:

Мы скажем всему честному народу: "Будьте ЛЮДЬМИ, берегите природу!

Техника рисования, с помощью которой я рисовала огонь, называется "техникой штампа". При помощи этой техники я попрошу вас нарисовать свое настроение. Возьмите чистый листок для штампа. И выполните в центре листа семь кругов. Цвета должны соответствовать вашему настроению.

(Если урок понравился - круги красные, желтые, голубые.

Черный и коричневый - урок вам не понравился.)

Приложите штамп на чистый лист и крепко прижмите. Если мы дорисуем полученным кругам стебельки и листья, то получится замечательный букет цветов, который я предлагаю кому-нибудь подарить.

Заключение. Ю Коринец. "Там вдали у реки". "Подарки под подушкой".

Считается, что подарки - пустяки, дело детское! Но это совсем не пустяки! Подарки украшают жизнь, это очень хорошее дело, серьезное дело, не забывайте об этом, ребята, когда станете взрослыми. Ходите друг к другу с подарками. Если вам с ними некуда сходить, дарите их соседям. Ничего плохого в этом нет. Необходимо одно: чтобы все взялись за это дело дружно, чтобы никто не остался в стороне. Тогда все у нас будет в порядке.

А мой вам подарок - наш пейзаж в ярких цветах и красках - живой и невредимый! Я надеюсь, что к следующему уроку вы так же красиво закончите свои пейзажи. И не забудьте подобрать к своему рисунку добрые слова в защиту богатства нашей планеты - нашей природы!

Презентация.