Цели и задачи урока:
Оформление доски:
Слова Х. Штольца "Вежливость есть умение уважать в других людях равную и равноправную личность(даже если эти люди в чём-то неправы).
Транспаранты с "вежливыми" словами.
ХОД УРОКА.
1. Речевая разминка:
а) Подышим, подышим:
Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании;
"В лесу".
б) Разомнём язычок !
"Язык змеи".
"Проколю щёку".
"Хоботок".
в) Не запутайтесь в звуках !
Ведро - в ведро;
Пол - листа - полистай;
Водовоз тяжёлый воз вверх вёз.
г) Не сломайте язык !
У нас гость унёс трость.
Шаги шакала бесшумны.
Вставай Архип: петух охрип.
На прилавке- булавки, на полке- иголки.
2. Проверка домашнего задания (работа в группах по карточкам).
3. Работа над изучаемым материалом.
а) Анализ двух стихотворных отрывков:
Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите "Добрый день!"
И следуйте хорошему примеру -
Продляйте добрым словом жизнь людей!
(В. Боков)Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
-Какая мысль объединяет стихотворные отрывки?
Постановка проблемы учащимися. ( Подвести учащихся к мысли о том, что учиться вежливой речи-значит учиться доброму отношению друг к другу. Вежливая речь и вежливое поведение делают нашу жизнь радостней и светлее).
Чтение слов Сервантеса, анализ текста, ответ на поставленный вопрос: " Почему вежливость обходиться дёшево, а ценится так дорого?" ( Вежливое слово сказать нетрудно, а в ответ ты получаешь хорошее отношение к себе , что стоит дорого, а порой и бесценно).
б) Дается понятие слова "вежливость" (см. словарь).
Вежливость-до 16 века "вежа" означало "знаток", тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.
-В чем заключается вежливость? ( Это и слова, и поступки, и внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям)
в) Опираясь на читательский опыт учащихся, учитель ставит вопрос:
-Кого из литературных персонажей вы могли бы назвать вежливым, деликатным, воспитанным, а кого наоборот? Запишите их имена.
Учитель зачитывает отрывки для анализа из книги А. Милна "Винни-Пух и все-все-все"
г) Оценка собственной вежливости учащимися:
Кого и как вы приветствуете в школе?
Здороваетесь ли вы с учителями, которые не преподают в вашем классе?
Благодарите ли вы за услуги библиотекаря, работников столовой?
Приходится ли вам иногда извиняться? В каких случаях? Как вы это делаете?
Вежливы ли вы по отношению друг к другу?
д) Работа с учебником:
Упражнение 117.Школьники учатся оценивать речевое поведение сверстников.( Олег допустил неучтивость в ситуации приветствия . Он должен был поздороваться со всеми учителями.
Работа с тремя речевыми ситуациями "Приветствие". Школьники выбирают уместные этикетные средства.
Ты здороваешься с незнакомым человеком и вслед за товарищем повторяешь его приветствие.
В транспорте не следует здороваться на расстоянии. Необходимо подойти поближе к своим друзьям и поздороваться с ними. Им ты можешь сказать "Привет".
Желательно здороваться с человеком, которого ты не знаешь, но постоянно встречаешься с ним (по дороге в школу).
В русском языке существуют десятки способов приветствия(назовите их). Как вы думаете ,зачем нужно так много выражений для передачи одного и того же смысла?
Пламенный привет! | Доброго здоровья! |
Позвольте поприветствовать Вас! | Здравствуйте! |
Кого я вижу! | Моё почтение! |
Привет честной компании! | Наше Вам с кисточкой! |
Сколько лет, сколько зим! | Нижайшее почтение! |
Здравия желаю! | Хелло! и т. д. |
3. Упражнение 118. В ходе выполнения задания ученики осознают, что в данном случае мальчик благодарит за оказанные внимание и помощь. В данном случае нужно выразить высокую признательность, используя такие языковые средства, как большое спасибо, я вам очень благодарен, вы мне очень помогли, мне было совсем не больно и т.д.
4. Упражнение 119. Дети выделяют в диалогическом тексте вежливые и невежливые слова.
5. Упражнение 120-121. Анализ стихотворения " Очень вежливый индюк". ( Невежливых людей никто не уважает, с ними никто не хочет дружить, к ним не ходят в гости).
Используя рисунок (стр. 91 в учебнике), ученики разыгрывают данную ситуацию. Обратить внимание на выбор обращений, с помощью которых индюк, который стал вежливым, станет приглашать к себе в гости:
-Дорогие друзья, я давно вас не видел, соскучился и приглашаю всех- всех к себе в гости.
-Сударыня! Пожалуйте ко мне в гости. Вас ждёт необыкновенное угощение, песни, танцы, игры. Я буду Вам очень рад и т. д.
6. Упражнение 122. Используя рисунок, объяснить, что делать замечание кому-либо следует вежливым тоном.
Ребятам предлагается рассказать о каком-либо случае из своей жизни, связанном с темой нашего обсуждения.
Выводы (итог урока): анализ отрывков из упражнения 123 позволяет сделать следующие два вывода:
Вежливые слова рождают "тепло души";
Настоящая вежливость - это не только слова, но прежде всего - благородные поступки.