Урок риторики в 5-м классе по теме "Будьте вежливы"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

  • Повторение изученного (известного).
  • Изучение этикетных правил речевого поведения.
  • Целенаправленная работа над выбором варианта высказывания, уместного для той или иной ситуации общения.
  • Анализ готовых текстов и смоделированных этикетных диалогов.
  • Выбор, подбор, замена средств выражения вежливости.
  • Разыгрывание речевых ситуаций.

Оформление доски:

Слова Х. Штольца "Вежливость есть умение уважать в других людях равную и равноправную личность(даже если эти люди в чём-то неправы).

Транспаранты с "вежливыми" словами.

ХОД УРОКА.

1. Речевая разминка:

а) Подышим, подышим:

Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании;

"В лесу".

б) Разомнём язычок !

"Язык змеи".

"Проколю щёку".

"Хоботок".

в) Не запутайтесь в звуках !

Ведро - в ведро;

Пол - листа - полистай;

Водовоз тяжёлый воз вверх вёз.

г) Не сломайте язык !

У нас гость унёс трость.

Шаги шакала бесшумны.

Вставай Архип: петух охрип.

На прилавке- булавки, на полке- иголки.

2. Проверка домашнего задания (работа в группах по карточкам).

3. Работа над изучаемым материалом.

а) Анализ двух стихотворных отрывков:

Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите "Добрый день!"
И следуйте хорошему примеру -
Продляйте добрым словом жизнь людей!
(В. Боков)

Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

-Какая мысль объединяет стихотворные отрывки?

Постановка проблемы учащимися. ( Подвести учащихся к мысли о том, что учиться вежливой речи-значит учиться доброму отношению друг к другу. Вежливая речь и вежливое поведение делают нашу жизнь радостней и светлее).

Чтение слов Сервантеса, анализ текста, ответ на поставленный вопрос: " Почему вежливость обходиться дёшево, а ценится так дорого?" ( Вежливое слово сказать нетрудно, а в ответ ты получаешь хорошее отношение к себе , что стоит дорого, а порой и бесценно).

б) Дается понятие слова "вежливость" (см. словарь).

Вежливость-до 16 века "вежа" означало "знаток", тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

-В чем заключается вежливость? ( Это и слова, и поступки, и внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям)

в) Опираясь на читательский опыт учащихся, учитель ставит вопрос:

-Кого из литературных персонажей вы могли бы назвать вежливым, деликатным, воспитанным, а кого наоборот? Запишите их имена.

Учитель зачитывает отрывки для анализа из книги А. Милна "Винни-Пух и все-все-все"

г) Оценка собственной вежливости учащимися:

Кого и как вы приветствуете в школе?

Здороваетесь ли вы с учителями, которые не преподают в вашем классе?

Благодарите ли вы за услуги библиотекаря, работников столовой?

Приходится ли вам иногда извиняться? В каких случаях? Как вы это делаете?

Вежливы ли вы по отношению друг к другу?

д) Работа с учебником:

Упражнение 117.Школьники учатся оценивать речевое поведение сверстников.( Олег допустил неучтивость в ситуации приветствия . Он должен был поздороваться со всеми учителями.

Работа с тремя речевыми ситуациями "Приветствие". Школьники выбирают уместные этикетные средства.

Ты здороваешься с незнакомым человеком и вслед за товарищем повторяешь его приветствие.

В транспорте не следует здороваться на расстоянии. Необходимо подойти поближе к своим друзьям и поздороваться с ними. Им ты можешь сказать "Привет".

Желательно здороваться с человеком, которого ты не знаешь, но постоянно встречаешься с ним (по дороге в школу).

В русском языке существуют десятки способов приветствия(назовите их). Как вы думаете ,зачем нужно так много выражений для передачи одного и того же смысла?

Пламенный привет! Доброго здоровья!
Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуйте!
Кого я вижу! Моё почтение!
Привет честной компании! Наше Вам с кисточкой!
Сколько лет, сколько зим! Нижайшее почтение!
Здравия желаю! Хелло! и т. д.

3. Упражнение 118. В ходе выполнения задания ученики осознают, что в данном случае мальчик благодарит за оказанные внимание и помощь. В данном случае нужно выразить высокую признательность, используя такие языковые средства, как большое спасибо, я вам очень благодарен, вы мне очень помогли, мне было совсем не больно и т.д.

4. Упражнение 119. Дети выделяют в диалогическом тексте вежливые и невежливые слова.

5. Упражнение 120-121. Анализ стихотворения " Очень вежливый индюк". ( Невежливых людей никто не уважает, с ними никто не хочет дружить, к ним не ходят в гости).

Используя рисунок (стр. 91 в учебнике), ученики разыгрывают данную ситуацию. Обратить внимание на выбор обращений, с помощью которых индюк, который стал вежливым, станет приглашать к себе в гости:

-Дорогие друзья, я давно вас не видел, соскучился и приглашаю всех- всех к себе в гости.

-Сударыня! Пожалуйте ко мне в гости. Вас ждёт необыкновенное угощение, песни, танцы, игры. Я буду Вам очень рад и т. д.

6. Упражнение 122. Используя рисунок, объяснить, что делать замечание кому-либо следует вежливым тоном.

Ребятам предлагается рассказать о каком-либо случае из своей жизни, связанном с темой нашего обсуждения.

Выводы (итог урока): анализ отрывков из упражнения 123 позволяет сделать следующие два вывода:

Вежливые слова рождают "тепло души";

Настоящая вежливость - это не только слова, но прежде всего - благородные поступки.