Деятельность ресурсного центра по взаимодействию с образовательными учреждениями в системе военно-патриотического воспитания

Разделы: Администрирование школы


Тамбовское областное государственное образовательное учреждение "Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени М.М. Расковой" (ОШИ с ПЛП) осуществляет общеобразовательную и дополнительную военно-специальную подготовку юношей 10 и 11 классов.

За 11 лет существования школы достигнуты значимые результаты в военно-патриотическом воспитании и в деле подготовки учащихся к поступлению в ВВУЗы, из более 800 выпускников школы 84% поступили военные училища.

На базе ОШИ с ПЛП имени М.М.Расковой создан ресурсный центр, решающий задачи создания единого научно-методического пространства, обеспечивающего направления профильного образования в военной сфере.

В школе сложилась система работы педагогического коллектива по направлениям развития профильного образования, имеется комплект учебно-методических материалов, отражающих реализацию педагогического опыта, имеются материалы диагностики, свидетельствующие об эффективности педагогического опыта. Школа обладает кадровым составом, готовым к реализации научно-методических функций, и материально-технической базой, которая соответствует направлениям деятельности школы-интерната. На базе школы и РОСТО кадровыми военными осуществляется летно-инженерная практика.

Отмечаю основные направления деятельности ресурсного центра и те перспективы, которые открываются перед образовательными учреждениями (ОУ) Тамбовской области в деле военно-патриотического воспитания и образования.

Первое направление: внедрение инновационных педагогических и информационно-коммуникативных технологий в управление и образовательный процесс;

Второе направление: ведение научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности;

Третье направление: выявление образовательных потребностей педагогических и руководящих работников базовых ОУ;

Четвертое направление: консультирование педагогических и руководящих работников базовых ОУ, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам преподавания;

Пятое направление: организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы передового педагогического опыта, новаторских методов обучения и воспитания, навыков управления;

Шестое направление: распространение передового педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемым содержательным направлениям через создание и сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ, осуществление издательской деятельности;

Седьмое направление: отработка модели сетевого взаимодействия с базовыми ОУ для реализации педагогических инноваций, образовательных проектов и программ.

Деятельность ресурсного центра строится на основе взаимодействия с образовательными учреждениями, реализующих программы военно-специальной подготовки и военно-патриотического воспитания.

Нами предложены следующие формы работы с педагогическими работниками: постоянно-действующие семинары, педагогические мастерские, информационные центры, проблемные мини-группы.

Мы являемся инициаторами и организаторами научно-практических конференций, семинаров, "круглых столов" и других форм распространения опыта.

Все перечисленные направления деятельности реализуются через сетевое взаимодействие с различными учебными заведениями рис. 1 (схема).

Работая над указанной структурой в ОШИ с ПЛП имени М.М.Расковой, разработана и внедрена в практику методика обеспечения преемственности в образовательном процессе "школа - ВУЗ". Она идет тремя направлениями:

первое - установление тесной связи с высшими военно-учебными заведениями; второе - организация повышения квалификации преподавателей ресурсного центра силами преподавательского состава ВВУЗов; третье - путь макрорегулирования системы образования в целом: уточнение рабочих программ, обеспечивающих соответствие программ среднего образования программам укрупненных групп специальностей высшей школы.

Помимо основной задачи - подготовки к поступлению в военно-учебное заведение, разработанная система довузовской подготовки решает и более сложную задачу: формирование и расширение профессионального кругозора и знаний учащихся.

Указанное сетевое взаимодействие позволяет повысить статус самого ресурсного центра, путем реализации педагогических инноваций, образовательных проектов, экспериментов и программ.

Сегодня ресурсный центр видит свою основную задачу в том, чтобы организовать сетевое взаимодействие с базовыми школами Тамбовской области и других регионов России. Работа по представленным направлениям работы очень многогранна, и будет распространяться как на педагогические коллективы базовых школ, так и на учеников. Различные формы взаимодействия уже отработаны, отражены в плане работы ресурсного центра. Реализация плана будет способствовать улучшению предпрофильной подготовки и профильного обучения в классах и школах военно-спортивной направленности, адаптации учащихся к современным условиям жизни с четкой позицией профессиональной направленности.

У нашей школы есть опыт взаимодействия с образовательными учреждениями Тамбовской области. В текущем году силами кадровых офицеров из числа преподавательского состава школы, организовано взаимодействие с кадетским корпусом имени Л.С.Демина по подготовке младших командиров. Организация работы "школы младших командиров" - важный фактор формирования ключевых компетенций кадет и воспитанников в сфере управленческой деятельности.

В этом году в рамках работы ресурсного центра планируется проведение семинара для преподавателей военно-специальных дисциплин, "круглый стол" по проблемам военно-патриотического воспитания, военно-полевые сборы для учащихся школ Тамбовской области. Впервые планируется проведение дистанционной олимпиады "Орленок", победители которой станут воспитанниками ОШИ с ПЛП в следующем учебном году.

Деятельность ОШИ с ПЛП имени М.М. Расковой как ресурсного центра способствует созданию функционального комплекса образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих благоприятные условия для развития обучающихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами.