В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес учению, научить учиться. Большая роль в этом отводится внеклассной работе, потому что в системе школьных дисциплин изучение математики занимает особое место.
Внеклассная работа по математике, как правило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями. Классная и внеклассная работа дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно претворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Разнообразие форм внеклассной работы по математике обусловлено разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы, неоднородностью состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, степени развития интереса, количеству участников), возможностями школы и руководителя.
Активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью, не в последнюю очередь, связана с использованием различных форм внеклассных занятий. В течение многих лет складывались и оправдали себя на практике такие формы, как олимпиады, кружки по математике, устные журналы и др. В последние годы широкое распространение получила неделя математики.
Занимательные вопросы, задания и даже целые уроки и внеклассные мероприятия позволяют пробудить и закрепить желание заниматься математикой. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается усидчивость.
Активная заинтересованность школьников внеклассной деятельностью, не в последнюю очередь, связана с использованием различных форм внеклассных занятий. В течение многих лет складывались и оправдали себя на практике такие формы, как олимпиады, кружки по математике, устные журналы и др. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации внеклассной работы, как неделя математики, которая ежегодно проводится и в нашей школе.
Подготовка к данной неделе начинается заранее. Учащиеся начальной школы делятся на группы. Были использованы различные варианты формирования групп.
Наиболее эффективным оказалось распределение учащихся по временам года (согласно датам их рождения), т. к. в группах собрались дети разные по возрасту, уровню подготовленности, количеству участников, что позволило активизировать творческую деятельность учащихся. У каждой группы свой наставник - учитель, принадлежащий этому же времени года.
Участвуя в мероприятиях, дети зарабатывали баллы. Результаты ежедневно отображались на итоговом экране "ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИК МАТЕМАТИКИ". (Приложение 1)
План проведения недели математики (Приложение 2)
ЛИНЕЙКА
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем говорить сегодня.
Не случайно ей такой почёт
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнять расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные минуты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Царица Математика:
- Рада видеть всех в добром здравии и всеоружии. Всё ли в порядке в моём Царстве?
Профессор:
О нет, к сожалению, Ваше Величество! От принцессы Арифметики поступила жалоба, но пусть она изложит её сама.
Принцесса Арифметика (становится полубоком к Царице Математике и делает реверанс):
-Числа моих владений, Ваше Величество, исправно трудятся. Только миллион зазнался. Он считает себя одним из самых больших чисел и с презрением смотрит на меньшие числа. Особенно достаётся от него маленькому Нулику.
Царица Математика:
-Позвать ко мне этого зазнайку Миллиона!
(появляется Миллион в цилиндре, с тросточкой, на цилиндре - 1000000)
Миллион (поёт):
-Я одно из самых больших чисел. Меня должны уважать все меньшие числа, а особенно маленький Нулик, который ничего не значит, тьфу! Пустое место!
Царица Математика (разгневанно):
-Миллион ты должен быть наказан! И накажет тебя тот самый маленький Нулик, которого ты презираешь. Профессор, пригласите Нулика и его брата!
Нулики:
-Царица Математика! Мы явились по вашему приказанию!
Царица Математика:
Нулики! Вы должны уничтожить Миллион с помощью одного из арифметических действий
(Нулики выстраиваются: 1000000 0 = 0)
Царица Математика:
Миллион, ты уничтожен!
Ведущий:
Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике
Действий без знаков.
Царица Математика:
Желаю вам творчества, энтузиазма, усердия, фантазии и, конечно же, удачи!
"МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП"
1 конкурс "Математические задачи"
1. Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно:(не пять, а четыре).2. Вот пять ягодок в траве,
Съел одну, осталось:(не две, а четыре).3. Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две - всего :(не четыре, а пять).4. На уроках будешь спать -
За ответ получишь :(не пять, а два).
2 конкурс "Попробуй, прочитай!"
1. Р 1 А, ХОЛ 1 А, АК 3 СА, СМОР 1 А, 7 Я.
2. ВО 7, 40 НОЖКА, ВИ 3 НА, ПО 2 Л, ГОСП 1.
3 конкурс "Задачка на смекалку и сообразительность"
Стоят шесть стаканов, первые три из них с водой.
Как сделать так, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? ( Разрешается брать только один стакан)
4 конкурс "Потерявшиеся знаки"
7 * 5 = 35 (х) 10 * 15 = 25 (+)
3 * 6 *9 = 27 (х, +) 36 * 6 * 10 = 16 (: ,+)
5 конкурс "Сосчитай треугольники"
6 конкурс - "Задачки на смекалку и сообразительность".
- Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всего? (3: дедушка, сын-отец и сын-внук.)
- Вы пилот самолёта, летящего из России в Америку. Сколько лет пилоту? (Столько же, сколько и вам.)
- Тройка лошадей пробежала 6 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (6 км.)
7 конкурс
Продолжи пословицы:
Все за одного:
Первый блин всегда:
За двумя зайцами:
"МОРСКОЙ БОЙ И МАТЕМАТИКА"
Основой игры является детская игра "Морской бой''.
А Б В Г Д
1 10 25 20 15 40
2 15 30 10 25 35
3 25 35 40 10 15
4 40 15 30 20 25
5 30 20 35 10 15
Числа в клетках означают количество баллов.
Заморочки из бочки (20 баллов)
1. Длина бревна 5м. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят все бревно?
2. Шесть штук картофеля сварилось в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась одна штука?
3. На березе сидели 2 вороны и смотрели в разные стороны:
Одна на юг, другая на север.
-У тебя, - говорит первая ворона, - лапки в грязи.
-А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.
Как же так? Смотрят в разные стороны , а друг друга видят?
4. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать?
5. Сколько орехов в пустом стакане?
6. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка - тянули и вытянули репку. Сколько глаз увидели репку
Математика в стихах (10 баллов)
1. Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
2 карасика в ведерке и 4 пескаря.
Но смотрите - у ведерка
Появился хитрый кот:
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?2. Вышла курочка гулять,
Забрала своих цыплят
7 бежали впереди,
3 остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать
Сосчитайте-ка, ребята, сколько было всех цыплят?3. По дороге 2 мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще 4 идут,
Сколько они найдут?
Арифметические ребусы (35 баллов)
1)+ 2) + 3) - 4)-
Подумай (25 баллов)
- К 4 спичками прибавьте еще 5 спичек так, чтобы получилось 100.
- Спичками изобразите ''утку в клетке''
- Как из 14 спичек сложить метр?
- Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания.
Пословицы (30 баллов)
(Попробуй сформулировать известную русскую пословицу по данным словам.)
- Дитя - глаза.
- Одного - не ждут.
- Отмерь - отрежь.
- Друг - двух.
- Рублей - друзей.
- Труд - лень.
Математические загадки (15 баллов)
1. Без конца и края
Линия
Хоть сто лет по ней иди
Не найдешь конца пути
2. Рекомендуюсь: я -
Любую площадь я измерить рад,
С глубокой древности я - мера площадей,
Она - в стороны моей.
Имею я четыре стороны,
И все они равны.
3.
Давайте, ребята,
Учиться считать:
Делить, ::..,
Прибавлять,:::
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
В царстве смекалки (40 баллов)
- Через 2 года Сереже будет вдвое старше, чем он был 2 года назад. Сколько лет будет тогда Сереже?
- В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по одному яблоку и одно осталось бы в корзине?
Жюри подводит итоги и объявляет победителей.
"Я С КОМПЬЮТЕРОМ НА ТЫ".
Разминка.
Из букв составить слово.
"Опознай пословицу"
Перед вами программистские версии и оригиналы известных русских пословиц и поговорок. Соедините оригинал с версией.
Компьютер - лучший друг. Мал золотник, да дорог.
Мал ноутбук, да дорог. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и Волков бояться, в лес не ходить я скажу кто ты.
Вирусов бояться - в лес не ходить. Книга - лучший друг.
Ведущий:
Отгадайте загадку.
Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И с квадратной головой.
(Компьютер.)
На экран выводятся слайды, а учащиеся читают стихи (Приложение 3)
"Блок-схема пословиц"
Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по блок - схеме.(Приложение 4)
Ведущий: Ребята, давным-давно, а может и не так уж и давно: (Дети показывают сценку) (Приложение 5)
"Гигатест". Задания выводятся на экран, а участники поднимают соответствующую букву (буквы лежат на столах).
Как называется человек на компьютерном языке?
А. Клиент Б. Пользователь В. Пациент Г. Заказчик
Где "живёт" мышка компьютера?
А. В аквариуме Б. В клетке В. На коврике Г. В мышеловке
Куда в ходе работы помещаются ненужные файлы и документы?
А. В долгий ящик Б. В сейф В. В кладовку Г. В корзину
Как называется программа, созданная специально для повреждения данных?
А. Микроб Б. Бактерия В. Эпидемия Г. Вирус
Как часто называют клавиатуру персонального компьютера?
А. Фёкла Б. Клава В. Марфа Г. Дуня
Жюри объявляет результаты.
Подведение итогов работы в течение всей недели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. - М., 2006.
- Белицкая Н. Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. - М., 2006.
- Василенко Г. И. и др. Дни наук в начальной школе. - В., 2006.
- Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Праздник - ожидаемое чудо. Внеклассные мероприятия. - М., 2006.
- Златопольский Д. М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. - М., 2006.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. - В., 2001.
- Соболевский Р. Ф. Логические и математические игры. - Мн., 1977.
- Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учёба, и игра: математика. - Я., 1997.
- Труднев В. П. "Считай, смекай, отгадывай". - М., 2000.
- Чилингирова Л. К., Спиридонова Б. С. Играя, учимся математике. - М., 1993.