Цель: Повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме - "детские страхи"
Задачи:
- Познакомить с определением "детский страх" и причинами их появления.
- Сообщить родителям признаки наличия у ребёнка проявлений страха.
- Познакомить родителей с методиками преодоления детских страхов. Обсудить приемлемые для них приёмы работы по данной проблеме.
1. Приветствие родителей.
Сообщить о радости от встречи с ними, а так же, что родители получат много интересной и полезной информации.
2. Приветствие родителей друг друга.
Ведущая предлагает по кругу поздороваться друг с другом, создать благоприятную атмосферу для общения. А так же предложить родителям написать свое имя на карточке и прикрепить ее к себе. Далее обратить внимание родителей, что на спинке каждого стула прикреплен лист бумаги определенного цвета (цвета: синий, желтый, зеленый.) Предложить родителям объединиться в группы в соответствии с определенным цветом, пройти и присесть за столы. Таким образом, получилось три небольшие группы, каждая из которых должна придумать себе название. При этом название должно быть "добрым" и "детским".
3. Обсуждение темы.
Ведущая: "Итак, сегодня мы поговорим о детских страхах и причинах их возникновения, а так же попробуем разобраться, как же лучше с ними бороться. Но сначала давайте определимся с самим понятием "страх". Как вы это понимаете?" Далее приводятся варианты ответов родителей, наиболее значимые фразы можно записать на доске. Впоследствии в ходе обсуждения подвести беседу к научному определению понятия - страх и более четко и полно раскрыть его значение.
Страх - психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
- Не засыпает один, не разрешает выключать свет.
- Часто закрывает уши ладонями.
- Прячется в угол за шкаф.
- Отказывается от участия в подвижных играх.
- Не отпускает маму от себя.
- Беспокойно спит, кричит во сне.
- Часто просится на руки.
- Не хочет знакомиться и играть с другими детьми
- Отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом
- Категорически отказывается принимать незнакомую пищу
- Есть и другие признаки страхов, но в каждом случае могут быть и свои индивидуальные проявления.
4. Характеристика страхов.
Предложить каждой компании обсудить и написать отрицательные черты страхов и положительные, если такие имеются. Далее представители каждой группы зачитывают свои варианты положительных и отрицательных сторон страха. Обсуждение идет с комментариями ведущей. Озвучивается общий вывод: У страха много отрицательных сторон, они все были правильно названы. Но положительное в проявлении страха то, что ребенок не подойдет к незнакомому человеку, не откроет чужим дверь, не полезет к горячему, не будет дразнить бездомных животных и т.п.
5. Обсуждение причин страха.
Предложить родителям вытянуть по одной карточке, на которых написано по одному виду детского страха. Задание: подумать и написать причину данного страха, или что могло послужить поводом для данного страха.
Виды страхов, записанные на карточках: страх темноты, животных, одиночества, сказочных персонажей.
Далее родители высказывают свои предположения, которые тут же и обсуждаются. После чего предлагается познакомиться с мнением психологов о причинах детских страхов.
Наглядно демонстрируется таблица.
Причины возникновения страха
Причины возникновения страха |
|||
Семейные конфликты | Запугивание | Страшные сцены в сказках | Излишняя тревожность родителей |
6. Способы преодоления страха.
После выяснения причин возникновения детских страхов перейти к обсуждению способов преодоления страхов у детей. Попросить каждую компанию родителей поделиться своими предположениями о способах преодоления страха у ребенка. Предложенные варианты обсуждаются, ведущая при этом комментирует высказывания родителей. Далее для рассмотрения предлагается таблица: Пути преодоления страха.
Пути преодоления страха |
|||
Совместные игры с ребенком | Наглядный пример взрослых | Стремление понять и поддержать ребенка в трудных ситуациях | Терпеливое объяснение |
7. Подведение итогов.
Ответы на вопросы.
8. Заключение.
Поблагодарить родителей за активную работу. Высказать пожелание, что информация, полученная на собрании, поможет им в воспитании своих детей.
В конце попросить каждого родителя написать на листочке (можно анонимно) свои отзывы о собрании и пожелания на будущее.
Поблагодарить за внимание и попрощаться.