Путешествие по сказкам Ганса Христиана Андерсена

Разделы: Внеклассная работа


Цель: закрепить материал, изученный на уроках литературного чтения; развивать интерес к творчеству Г Х Андерсена, прививать любовь к чтению; развивать навыки коммуникативного общения; развивать мышление, анализ, умение делать выводы; воспитывать у детей милосердие, сочувствие, доброе отношение к людям; воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.

Оборудование: портрет Ганса Христиана Андерсена, выставка книг - сказки Г. Х. Андерсена, выставка детских рисунков к сказкам Г. Х. Андерсена, карточки с заданиями к викторине, для кукольного спектакля куклы: танцовщица, оловянный солдатик, чертик, шкатулка, шапочки утят, утки, петуха, короны для короля, королевы, принца, проектор, презентация (Приложение).

Сценарий мероприятия

Звучит песня "В мире много сказок" (муз. В. Шаинского, слова Ю. Энтина)

Учащиеся делятся на 4 команды, дают им "сказочные" названия ("Дюймовочки", "Утята", "Стойкие оловянные солдатики", "Принцы и принцессы"), выбирают капитана команды. В каждой команде консультант (родитель).

1 ученик:

Сколько звёзд в небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в реке -
Столько книг на земле!

2 ученик:

Есть с ладошку одна,
Есть большие тома.
Проживают они
Вместе с нами в домах.

3 ученик:

Кто молча учит,
Без языка обо всём говорит?

Все: Книга.

(Дети поочередно говорят пословицы о книге)

- Хорошая книга - лучший друг.

- Кто много читает, тот много знает.

- С книгой жить - век не тужить.

- Книга твой друг, без неё, как без рук.

- Книга поможет в труде, выручит в беде.

- Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

4 ученик:

Книга всё тебе покажет,
Книга всё тебе расскажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все смахнул с берёз.

5 ученик:

Если книгу прочитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней её полюбишь.

Учитель. Книга может многое. Она развивает наш язык, мышление, учит нас фантазировать. Из книг мы можем узнать о других странах и о другом образе жизни, обо всем на свете, что нас интересует. Книга развивает нашу способность к сопереживанию. Она заставляет нас смеяться и плакать, приносит утешение и указывает выход из трудного положения. Книги задают важные вопросы, над которыми стоит задуматься, учат нас этике, заставляют нас размышлять о добре и зле, помогают нам понять других. Чтобы понимать и знать всё то, что в книге написано, надо читать, думая, не спеша, не пропуская страницы.

Ребята, а любите ли вы читать?
О чём вы любите читать?
Ребята, любите ли вы сказки?
А любите ли вы играть?

Сегодня мы поиграем и вспомним сказки, а заодно проверим, как хорошо вы их знаете.

Сейчас я загадаю вам загадки, а вы и сами поймете, о каких сказках пойдет речь:

1)

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает;
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот:
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья эта сказка? (Дюймовочка, Андерсен)

2)

Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке:("Снежная королева")

- Кто автор этих сказок? (Слайд 2)

-Что вы о нем знаете?

- Послушайте маленькую биографическую справку. (Рассказывают подготовленные ученики), (Слайд 3)

1 ученик. Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городке Оденсе, расположенном на острове Фюн. Он жил в бедной семье, мать его была прачкой, отец - сапожником. В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Ганс по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычные приключения героям сказок и : рассказывал свои сказки старому коту по имени Карл.

2 ученик. Однажды он увидел спектакль гастролирующего театра и полюбил театр на всю жизнь. Мальчик с детства любил читать стихи, петь, танцевать, мечтал стать актёром, он шил кукол и наряды для них в своём маленьком домашнем театре. В 14 лет пробовал писать пьесы для театра. Будучи студентом университета, писал романы. Став взрослым, он много путешествовал по странам Европы, Азии, Африки.

Андерсеном всего написано 156 сказок, самыми популярными стали "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утёнок", "Снежная королева", "Дюймовочка"

Учитель. Сказки писателя сделали его любимцем народа еще при жизни. А сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются художественные и мультипликационные фильмы, ставятся спектакли. Датчане чтят память своего великого соотечественника. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду стоит памятник Г. Х. Андерсену. (Слайд 4)

Одна из любимых героинь писателя - Русалочка - стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль: (Слайд 5)

Начиная с 1967 года, 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.

Сегодня мы вспомним сказки Г. Х. Андерсена, поразмышляем, почему они так полюбились и взрослым, и детям, проведём викторину по его сказкам.

Выступления команд.

Ребята из команды "Дюймовочки" пересказывают отрывки, используя заранее подготовленные иллюстрации к сказке "Дюймовочка". (Слайд 6)

Учитель:

- Какие качества характера вам полюбились в Дюймовочке? (Доброта, милосердие, трудолюбие, скромность)

- Как была вознаграждена Дюймовочка? (От свадьбы с кротом ее спасла ласточка, а прекрасный король эльфов полюбил ее и женился на ней).

- Какая из пословиц больше подтверждает главную мысль сказки? (Слайд 7)

Добрая слава бежит, а худая летит.

Доброе дело без награды не останется.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Учитель. Радостно заканчивается сказка о маленькой храброй девочке. Майя - это настоящее имя, а Дюймовочка - прозвище. Но сам Ганс Христиан Андерсен назвал девочку Томмелисе, то есть Лисе величиной с дюйм. Дюймовочкой ее назвали уже при переводе сказки на русский язык. Это связано для нас с чем-то маленьким, нежным, ласковым.

Учитель. А в руках у меня старая оловянная ложка. С нее-то и начинается наше путешествие по другой сказке Г.Х. Андерсена. А какой сказке пойдет речь? (Слайд 8)

Кукольный спектакль по отрывку из сказки "Стойкий оловянный солдатик" разыгрывают ребята из команды "Стойкие оловянные солдатики".

Учитель. Вы помните, ребята, что все солдатики, подаренные мальчику на день рождения, были совершенно одинаковы, кроме одного. Но он-то как раз и оказался самым замечательным из всех. А почему писатель назвал этого солдатика стойким? ( Он стойко, мужественно переносил все испытания. Главный герой жертвует собой ради дорогого ему человека).

- А в каких еще сказках Андерсен поднимает эту тему? ("Снежная королева", "Дикие лебеди", "Русалочка")

- Сказка закончилась печально, нам жаль солдатика.

- Чему учит нас сказка Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"? (Милосердию, состраданию, учит жалеть и любить)

Физкультминутка (Стойкий оловянный солдатик). (Слайд 9)

Учитель. Ну а теперь сказка о девушке, которая в дождь постучалась в королевские ворота, и о принце, который хотел жениться на настоящей принцессе. Помните, как она называется? ("Принцесса на горошине") (Слайд 10)

- Мы сейчас поиграем с вами в сказку "Принцесса на горошине". Я буду читать отрывок из сказки, а вы представлять, показывать, как все происходило. (Принимают участие ребята из команды "Принцы и принцессы").

Учитель:

- Назовите главных героев сказки. (Принц, принцесса, королева)

- О чем мечтал принц? ("Хотелось ему взять за себя принцессу, но только настоящую!")

- Как выглядела принцесса, когда ее впустили в замок? (Мокрая, некрасивая)

- Какой волшебный предмет помог распознать принцессу? (Горошина)

- Зачитайте отрывок, в котором говорится о том, что была настоящая принцесса. (Тут-то все и увидали, что она была настоящею принцессой Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков, - такою деликатною особой могла быть только настоящая принцесса. И принц женился на ней. Теперь он знал, что берет за себя настоящую принцессу!)

- Какое высказывание больше подходит к идее сказки? (Слайд 11)

Настоящие принцессы любят комфорт, удобства, уют.

Не надо искать счастье далеко от дома, оно может быть где-то рядом.

Нельзя судить о человеке только по его внешности.

Инсценировка отрывка из сказки "Гадкий утенок" участниками команды "Утята". (Слайд 12)

Учитель:

- Почему же гадкого утенка выгнали из птичьего двора? (Он был не таким, как все)

- А надо ли стараться быть такими, как все? (Нет. Каждый человек чем-то хорош, интересен. Надо всех принимать такими, какие они есть. Надо учиться любить, понимать и прощать друг друга).

- Что испытывал гадкий утенок, когда оказался рядом с прекрасными птицами? Зачитайте отрывок. (Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий, - он лучше мог оценить свое счастье и всё окружавшее его великолепие:.А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная

зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости, - он помнил то время, когда все его презирали и гнали).

- Почему утенок испытывал такое сильное чувство - счастье? (Страдания и скитания необходимы, т.к. они обостряют восприятие счастья; душевная чуткость обязательно будет вознаграждена. Счастье делает чувствительную душу благородной и великодушной - утенок прощает своих обидчиков.)

- Прошло более 200 лет со дня рождения Андерсена. Почему эта сказка до сих пор важна, актуальна в современном мире? (Не все люди терпимы друг к другу, умеют прощать. Иногда, если в классе или в школе появляется школьник другой национальности, непривычной внешности, его обижают. Это жестоко, бесчеловечно. Надо с уважением относиться к людям другой национальности, культуры, веры, считаться с мнением человека, имеющего другую точку зрения. Нужно уметь в тактичной форме говорить о поступке, который совершают неверно. "Ты - хороший, но что-то ты делаешь не так, плохо". Мы все разные, но это-то нас и объединяет. И сказки Г. Х. Андерсена учат нас милосердию).

- Давайте, ребята, представим, что мы герои этой сказки - утята. Как бы вы стали себя вести по отношению к утенку, который отличается от вас? (Давайте пригласим его с нами потанцевать).

Физкультминутка ("Танец утят")

Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена. (Слайд 13)

Какие сказки принадлежат перу Г.-Х. Андерсена? (Слайд14, 15)

  • "Беляночка и Розочка",
  • "Стойкий оловянный солдатик",
  • "Морозко",
  • "Золотой гусь",
  • "Снегурочка",
  • "Огниво" ,
  • "Принцесса на горошине",
  • "Золушка",
  • "Красная Шапочка",
  • "Горшок каши",
  • "Гадкий утенок",
  • "Царевна-лягушка",
  • "Колобок",
  • "Сказка о рыбаке и рыбке",
  • "Дикие лебеди"

"Найди пару" (Слайд 16)

(Слева написаны персонажи сказки, а справа - название сказки. Нужно правильно соединить персонажи и название сказки).

Старая ведьма, три собаки, три сундука "Принцесса на горошине"
Кровать, двадцать тюфяков, горошина "Стойкий оловянный солдатик"
Чудесный цветок, колыбелька, две жабы, крот, мышь, ласточка "Огниво"
Старая оловянная ложка, солдатики, бумажная балерина. "Дюймовочка"

Герои сказок (Слайд 17)

(Разгадай анаграммы и угадай героев сказок).

АРГЕД - Герда

ТИКСАДОЛ - солдатик

РОЛЬКО - король

ТУКНЁО - утёнок

НИВОСПАС - свинопас

АССЕЦНИРП - принцесса

Тест (Слайд 18,19)

1) Где родился Ганс Христиан Андерсен?

а) Норвегии;

б) Голландии;

в) Дании;

г) Германии.

2) Какое слово выкладывал из льдинок Кай в замке Снежной королевы?

а) Прочность;

б) Вечность;

в) Надёжность;

г) Слабость.

3) Кто хотел жениться на Дюймовочке?

а) Сурок;

б) Бобр;

в) Хомяк;

г) Крот.

4) Какой музыкальный инструмент был у свинопаса?

а) Флейта;

б) Горшочек с бубенчиками

в) Музыкальная шкатулка;

г) Шарманка

5) Кто носил под мышкой два зонтика: чёрный и цветной?

а) Оле-Лукойе

б) Трубочист

в) Ганс Чурбан;

г) Свинопас.

Кроссворд (Слайд 20, 21). Отгадав все слова по горизонтали, вы узнаете, в каком детском журнале в 19 веке опубликованы сказки Андерсена для детей России. (На слайде 22 обложка журнала "Звездочка")

Подведение итогов.

Учитель. Наше занятие подходит к концу. (Дети берут в руки книги Андерсена.)

Ученик:

Нам книга стать помогает умнее.
Она, как друг, за собою ведет.
И кто со сказками Андерсена по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.

(Дети поднимают книги Андерсена)

Звучит песня "Сказки гуляют по свету" (Музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского). (Слайд 23)

Литература.

  1. Мартынова Я. Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Волгоград. Учитель, 2007
  2. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. - Дрофа. Москва, 2007
  3. Узорова О., Нефедова Е. большая книга загадок. ООО "Издательство Астрель", 2006
  4. Яценко И. Я. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва "Вако", 2006