Цели:
- расширить знания детей о зимующих птицах;
- убедить в необходимости подкармливать птиц зимой;
- закреплять умение использовать ранее приобретённые знания и умения для реализации замысла;
- прививать бережное отношение к природе.
1. Оргмомент.
- Чтобы узнать тему урока, послушайте вопрос:
- Кто два раза родится: один раз гладкий, второй раз мягкий?
- Правильно, это птицы.
2. Сообщение темы. Беседа.
- Поговорим о зимующих птицах. Каких зимующих птиц знаете? (Воробей, синица, ворона, сорока, дятел, поползень, клёст, голубь.)
- Говорят: "Птицу узнают по полёту, а человека - по его делам". Кто не знает эту пословицу? Но и птиц узнают по делам.
- Какую пользу приносят птицы? Ответить на этот вопрос нам помогут пословицы.
(Птицы - наши друзья. Они уничтожают вредных насекомых и грызунов, защищая растения и сохраняя урожай. Мы любуемся красотой птиц, их чудесным пением. )
- Познакомимся поближе с нашими друзьями. /Дети рассказывают о птицах. Рассказы сопровождаются показом слайдов. /
- С приближением зимы для птиц наступают трудные времена. Почему? (Насекомые попрятались. Урожай убрали. Земля покрыта снегом. Стало трудно добывать корм. )
- Как думаете, что страшнее для птиц зимой - холод или голод? (Зимой птицы страдают от бескормицы. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибнет. Из 10 синиц до весны доживает только одна - две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. )
- Как же помочь птицам? (Их нужно подкармливать. )
- Сейчас уже мало кто помнит, что 12 ноября называли "Синичкин день". С этого дня, с при-ходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: "Подкорми птиц зимою - послужат тебе весною".
- Рассмотрим разные виды кормушек. (Просмотр слайдов сопровождается беседой о способах изготовления кормушек, о необходимости регулярного подкармливания птиц и соблюдения порядка около кормушек. )
- Чем же угощать птиц зимой? (Семена арбуза, дыни, тыквы, кабачка; ягоды рябины; крошки белого хлеба; несолёное сало; семена сорняков. )
3. Планирование предстоящей работы.
- Итак, ноябрь - самое время готовить и развешивать кормушки для птиц. А какие птицы прилетят на нашу кормушку, скоро узнаем.
- Сегодня мы с вами сделаем аппликацию "Птицы на кормушке". Для этого поделимся на 3 группы. Каждая группа будет делать разных зимующих птиц.
- Вспомните характерные особенности и внешний вид каждой птицы. Постарайтесь добиться внешнего сходства.
- Какие материалы будете использовать? Какие инструменты?
- Распределите обязанности в группе.
4. Повторение правил рабочего человека и правил работы с ножницами.
5. Физкультминутка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое пёрышко.
Эта - зяблик,
Эта - стриж,
Эта - развесёлый чиж.
Ну а эта - злой орлан.
Птички, быстро по домам!
6. Самостоятельная практическая работа.
Оценка результатов деятельности: качество, творческие находки.
- Посадите своих птиц на кормушку.
7. Д/з. Я предлагаю вам дома с родителями сделать кормушки, развесить их и зимой во время подкармливания вести наблюдения за птицами. Вы увидите много интересного.
8. Итог.
Нам не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели -
Это в наших руках.