Цели урока:
- Повторить особенности строения атомов металлов, изменение металлических свойств по периодам и главным подгруппам, металлическую связь.
- Познакомить учащихся с общими физическими свойствами металлов и их применением в народном хозяйстве.
- Дать понятие аллотропии и показать относительность деления на металлы и неметаллы.
Оборудование:
- коллекция металлов;
- оловянные пластинки;
- подготовленные заранее - обручальное кольцо, алюминиевая фольга, колокольчики (бронзовый и стальной);
- периодическая система Д.И. Менделеева;
- раздаточный материал для закрепления темы.
Ход урока
- Повторение. Фронтальный опрос учащихся.
Учитель:
- Какие формы существования имеет химический элемент?
- Особенности строения атомов металлов?
- Как изменяются металлические свойства химических элементов по периодам и группам с ростом зарядов атомных ядер и почему?
- В каких видах связи участвуют атомы металлов.
- Привести примеры
- Изучение новой темы.
Учитель: Металлов в периодической системе Д.И. Менделеева гораздо больше чем неметаллов, их 88, они расположены ниже диагонали B-At и четные ряды больших периодов.
В периодах, с ростом заряда атомных ядер металлические свойства убывают, так как растет число электронов на внешнем энергетическом уровне, радиус атомов уменьшается и следовательно металлические свойства убывают, как мы уже ранее отмечали.
В главных подгруппах с ростом зарядов атомных ядер растет число энергетических уровней и усиливаются металлические свойства.
И так, большинство встречающихся в природе простых веществ- металлы. Мы их встречаем в повседневной жизни: автомобили, металлические конструкции зданий, сооружений (мостов), самолето- и ракетостроение, сельскохозяйственные машины, в быту, ювелирные украшения и т.д.
Демонстрируем коллекцию металлов.
Познакомимся с физическими свойствами металлов, которые позволяют их использовать в народном хозяйстве:
- агрегатное состояние- твердые кроме ртути, при обычных условиях- это жидкость;
- твердые;
- гибкость, ковкость, пластичность (демонстрирую гибкость Al фольги);
- tпл.- различны;
- тепло-электропроводимость;
- пластичность.
Запишем выводы по физическим свойствам.
И еще, металлы звенят- это свойство используется для изготовления колокольчиков и колоколов. Самые звонкие- Ag; Au; Cu (серебро, золото, медь). Cu (медь) звенит густым, гудящим звоном, “ малиновым”. Это образное выражение произошло не от названия ягоды, а в честь голландского города Малина, откуда доставляли первые церковные колокола.
Демонстрируем звон Cu-Sn (валдайского колокольчика); Au - (обручального кольца) золота, стального колокольчика.
Потом русские мастера стали лить колокола свои, даже лучшего качества. Некоторые металлы (Ni ; Na; K; Ca; Ba) не хранят на открытом воздухе, так как они очень активные. Их хранят по особому - в керосине в стеклянной баночке, асбестовой крошке, в жестяной банке в сейфе под замком. Для металлов характерно явление аллотропии.
Демонстрируем “оловянную чуму”: оловянная проволока заранее подготовленная в холодильнике.
Незнание и непонимание химии привело к гибели экспедицию Р.Скотта на Южном полюсе, который потерял все горючее, так как оно хранилось в баках, запаянных оловом.
Способность элемента образовывать несколько простых веществ при определенных условиях называется “аллотропией”, а простые вещества - аллотропными модификациями.
- Sn (олово) - пограничный металл, его аллотропные модификации ярко показывают насколько условно деление элементов на металлы и неметаллы.
- B-Sn (белое олово) - типичный металл.
- L-Sn (серое олово) - неметалл, серый порошок
Выводы:
- При комнатной температуре металлы - твердые вещества, за исключением ртути (она жидкая)
- Большинство металлов серебристо-серого цвета с разными оттенками, за исключением золота, меди.
- Все металлы имеют характерный блеск, называемый металлическим блеском.
- Металлы хорошо проводят тепло и электричество.
- Металлы различаются по твердости и сильно различаются по температуре плавления.
- Металлы гибкие и ковкие.
- Металлы значительно различаются по плотности, например: плотность натрия 0,97 г/см3,а плотность платины 21,45 г/см 3
- Упражнения для закрепления.
Упражнение 1. Заполните пропуски, используя нужные слова и выражения.
- При комнатной температуре металлы находятся в…… агрегатном состоянии, за исключением…………;
- Они ………, за исключением……… и меди;
- Они обладают характерным…………;
- Они хорошо проводят……….. и электричество.
Упражнение 2. Какой металл обладает серебристо-белым цветом и используется для изготовления кастрюль и пищевой фольги (железо, цинк, серебро, алюминий)?
Упражнение 3. Благодаря какому свойству медь можно использовать для изготовления электрических проводов?
- красно-коричневый цвет;
- металлический блеск;
- ковкость;
- электропроводность
Упражнение 4. Какие из приведенных ниже свойств позволяют нам классифицировать вещество как металл?
- хрупкость и желтый цвет;
- хорошая растворимость в воде;
- тепло и электропроводность, наличие металлического блеска;
- способность соединяться с кислородом;
- Домашнее задание
- § 13 упражнение 1,2 устно
- упражнение 5 по желанию