Цель урока:
- сформулировать правила α- и β- распада, законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивном превращении;
- развивать мыслительную деятельность учащихся, умение самостоятельно работать, анализировать таблицы.
План урока.
- Тестовое задание
- Обобщение знаний об атоме (устная коллективная работа)
- Сравнительная характеристика радия и радона
- Физкультминутка
- Правила смещения Ф.Содди
- Решение задач
- Самостоятельная работа
- Домашнее задание
- Итоги урока
ХОД УРОКА
Оргмомент (приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку)
Знакомство с эпиграфом к уроку:
(Презентация)О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин
- Актуализация знаний
Тестовое задание
Учащимся предлагается в течение 7 минут выполнить тест, для этого им раздаю лист заданий, на котором дети отмечают выбранные ответы
1 вариант
- В состав ядра входят…
- протоны и нейтроны
- протоны, нейтроны, электроны
- протоны и электроны
- Чему равно число протонов в ядре?
- Чему равно число нейтронов в ядре?
Ответы к вопросам 2-3:
- Числу электронов в оболочке атома
- Массовому числу
- A-Z
- A+Z
- Изотопы – элементы, атомы которых имеют…
- одинаковое число протонов в ядре, но различные массовые числа;
- одинаковые массовые числа, но различное число протонов в ядре
2 вариант
- В состав атома входят…
- протоны и электроны
- протоны и нейтроны
- протоны, нейтроны, электроны
- Протоны…
- …имеют заряд, но не имеют массы;
- …имеют массу, но не имеют заряда;
- …имеют и массу, и заряд
- Современная модель структуры атома обоснована опытами…
- по рассеянию α-частиц;
- по сжимаемости жидкости;
- по электризации;
- по тепловому расширению
- Какое утверждение об изотопах одного и того же элемента является неверным?
- Изотопы одного и того же элемента обладают одинаковыми химическими свойствами;
- Ядра атомов у изотопов одного и того же элемента содержат одинаковое число протонов, но разное число нейтронов;
- Ядра атомов у изотопов одного и того же элемента содержат одинаковое число нейтронов, но разное число протонов;
- Изотопы одного и того же элемента занимают в таблице Менделеева одно и то же место.
Устная работа.
- Расскажите о составе атома
- Что такое изотопы? Чем они отличаются друг от друга?
- Почему атомное ядро не распадается на отдельные нуклоны?
Решение задачи №1 из упражнения 43.
- Изучение нового материала
Атом имеет сложное строение. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Между нуклонами в ядре действуют ядерные силы. В результате атомного превращения образуется вещество совершенно нового вида, полностью отличное по своим свойствам от первоначального вещества. В 1903 году появилась совместная работа Резерфорда и Содди об изучении радиоактивности радия.
Ф.Содди заметил, что радий в процессе α-распада превращается в другой химический элемент – радон. В 1919 году Э.Резерфорд провел первую искусственную ядерную реакцию.
Таблица “Сравнение свойств радия и радона”
Физические свойства | Химические свойства | Агрегатное состояние | Масса ядра | Заряд ядра | Число электронов |
Металл | Радий | Твердое | 226 | 88 | 88 |
Инертный газ | Радон | газ | 222 | 86 | 86 |
Далее записываются правила смещения Ф.Содди.
Формулировку правил читают по учебнику. Устно, используя таблицу Д.И. Менделеева, определяют, какие вещества могут образоваться при α- распаде из урана, плутония, полония, а также какие вещества образуются из тех же элементов при β-распаде.
Учитель формулирует закон сохранения массового и зарядового числа, учащиеся повторяют формулировку и записывают в тетрадь: Сумма зарядов (массовых чисел) продуктов распада равна заряду (массовому числу) исходного ядра.
- Физкульминутка
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз по тренажеру Базарнова.
- Решение задач.
- Определите ядро какого химического элемента образуется из углерода -14 в результате β-распада. (Комментировано)
- Ядро изотопа висмут-211 получилось из другого ядра после α- и β-распадов. Что это за ядро? (У доски)
- Сколько α- и β-распадов происходит в результате превращения радия -226 в свинец- 226? (У доски)
- Самостоятельная работа
Учащиеся выполняют в тетради обучающую самостоятельную работу по вариантам. Первый выполнивший с каждого варианта работу дает тетрадь на проверку учителю и пишет решение задач на доске. Остальные обмениваются тетрадями и проверяют.
Вариант 1. Ядро полония-216 образовалось после двух последовательных α-распадов. Из какого ядра оно образовалось?
Вариант 2. Во что превращается уран—238 после α- и двух β-распадов?
При анализе решения задач формулируются правила смещения Ф.Содди и законы сохранения зарядового и массового чисел
- Итоги урока
Итак, мы узнали интересные факты. Вы активно выполняли задания, работали устно и письменно, получили оценки. Молодцы! Спасибо! До свидания!
- Домашнее задание
Параграф 63, упражнение 48, выучить записи в тетради
(Презентация)Литература
- А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика . Учеб. для 9 кл. общеобразовательных школ, 2003
- И.Семке Уроки физики в 9 классе, 2004
- Л.А. Кирик Физика -9. Сборник задач .-М.: Илекса, 2003