В предлагаемой для вашего внимания работе рассматриваются вопросы, связанные с применением личностно-ориентированного обучения в начальной школе. На наш взгляд, данная тема весьма актуальна, что объясняется следующими обстоятельствами.
В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие младших школьников существенно зависит от методики преподавания отдельных предметов в начальной школе, от личностно-ориентированного подхода к учащимся. Личностно-ориентированное обучение предполагает внедрение новых образовательных технологий. Системы образования, которые медленно меняют и развивают свой уклад, становятся тормозом развития общества. Самой актуальной задачей стал переход к “очеловечиванию” образования, т.е. воплощение в практику тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируются на уважение к личности ученика, установление доверительных отношений между ним и педагогом. Одним из благотворных следствий этого процесса оказалась замена учебно - дисциплинарного подхода к взаимодействию педагога и воспитанника другим - личностно-ориентированным. И это благодаря тому, что в качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка.
Строение личностно-ориентированного подхода можно представить в виде схемы (Приложение 1).
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Личностно-ориентированные технологии, используемые в начальной школе.
Педагогика сотрудничества.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся “рассыпана” по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа “проникающую” технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другими. В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология “Школа жизни”.
Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество “Вопрос”, атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики, родительские субботы, культ родителей;
Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это “костыли хромой педагогики”. Вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Технология поддержки ребенка
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, корректируют содержание образования. Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
- на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
- учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении
целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности; - учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя
мотивация к учению; - учитель должен быть для учащихся источником разнообразного
опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; - важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
- он должен открыто выражать в классе свои чувства;
- должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Однако создание педагогической грамотной ситуации выбора - дело не простое. Применительно к личностно - ориентированному обучению ситуация выбора - это спроектированный учителем этап урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Технологические аспекты построения личностно-ориентированного урока, его анализ.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень обученности, развитости и воспитанности учащихся.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической деятельности через учебные задачи. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают, таким образом, основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия, как учителя, так и учащихся.
Рассмотрим основные концептуальные положения личностно-ориентированного урока. Замысел заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны следующие:
- формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации “окультуривания” их субъектного опыта;
- оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
- содействие ребенку в развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:
- Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности
каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития. - Принцип индивидуализации. Индивидуальность является системообразующим свойствам личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.
- Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие
на основе межсубъектный отношений с учащимися. Он помогает ученикам
осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные
полномочия. Учитель организует процесс
обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся. - Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.
- Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
- Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.
Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления, происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно-ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности. Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:
- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета
личностных особенностей учащихся; - применение педагогических приемов для актуализации и обогащения
субъектного опыта ребенка; - использование разнообразных форм общения;
- создание для учащихся ситуации успеха;
- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве
преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке; - использование учащимися таких речевых оборотов, как “я полагаю, что...”, “мне кажется, что ...”, “я думаю, что ...” и т.д.
Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного урока должен прежде всего согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как-то:
- обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта;
- сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;
- проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.
Завершая описание характерных черт личностно-ориентированного урока, необходимо подчеркнуть, что из их совокупности и взаимосвязи складывается целостный образ данного урока. Такой образ помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей своих питомцев. Педагогический анализ - это не только подведение итогов уже прошедшего урока, но и важное условие успешной работы учителя в будущем. Схема анализа личностно-ориентированного урока соответствует двум главным условиям: во-первых, она акцентирует внимание субъектов аналитической деятельности на особенностях личностно-ориентированного урока; и, во-вторых, важнейшей ее характеристикой стала краткость. (Приложение 2, Приложение 3). В работе представлены конспекты учебных занятий, включающие технологические приемы, используемые учителем для развития индивидуальности учащихся. (Приложение 4).
Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Одним из важных направлений разрешения названной проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Школа, использующая личностно - ориентированный подход, призвана сформировать у подрастающего поколения теоретическое мышление, передать учащимся среди других элементов опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.
Необходимо осознать, что нет детей от природы интеллектуально пассивных, как нет и одинаково активных. Возможности детей постоянно обогащаются под влиянием достигаемой в учебном процессе активизации умственной деятельности.
Применение инновационных технологий позволяет не только сформировать продуктивное мышление, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения, а также ускорить изучение традиционного материала.
За личностно - ориентированным подходом в обучении большое будущее, потому что она преобразует как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо. Процесс овладения теорией и технологиями личностно - ориентированного обучения для учителя - это один из путей открытия самого себя, необходимое условие самореализации и профессионального самосовершенствования.
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М.: Просвещение, 1988.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
- Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно-ориентированного урока // Завуч. 2000. № 6.
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. М., 1999.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2002.
- Щуркова Н.Е. Краткий справочник педагогических технологий. - М., 1997.
- Якиманская И. С. Технология личностно - ориентированного образования. - М., 2000.