В течение ряда лет моей личной методической темой является “Исследовательская деятельность в работе преподавателя”.
Во-первых, хотелось бы разделить понятия: исследования и проекты, также и понятия учебное исследования и научное исследования.
- Исследовательская деятельность обучающихся
Учебное исследование и научное исследование.
Главным смыслом исследования в образовании есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе. И главное, самостоятельно получаемых знаний, которые являются новыми и значимыми для конкретного студента.
В нашем техникуме, как и во многих других, сложилась система исследовательской и творческой работы. Я остановлюсь лишь то, что касается математике.
На первых же занятиях (3,4 занятие) на первом курсе перед студентами я ставлю задачи проектно-исследовательского характера. При этом выдаю приблизительный список направлений работ.
- Магия чисел.
- Шифровальные таблицы.
- История возникновения математики.
- Появление логарифмов.
- Головоломка “Кубик Рубика”.
- Геометрические иллюзии.
- Теорема Пифагора.
- Геометрический вальс.
- Реклама.
- Симметрия вокруг нас.
- Дроби и музыка.
- Календарь.
- Лист Мебиуса.
- Математика в искусстве.
- Математика и оборона.
- Графы.
Во втором семестре, как правило, со студентами работать значительно проще и они увереннее и проще идут на проведение различных работ. Рассматриваем возникновение, применение различных понятий из изучаемых разделов: “Производная”, “Интеграл”, “Многогранники и тела вращения”.
По теме “Производная и её применение” в прошлом году провела урок-конференцию. Заслушали краткие, 3-5 минут, сообщения студентов по исторической и практической тематике. В этом году планирую организовать Фестиваль исследовательских проектов по этой теме.
На 2 курсе, поскольку в нашем календарно-тематическом плане заложены часы на изучение “Аналитической геометрии”, регулярно проводим ролевую игру с элементами исследования “Суд над кривыми II порядка”. Этот открытый урок (обязательно с приглашением администрации или коллег) завершает изучение данной темы и является своеобразным праздником. Итоги оформляются и вывешиваются.
Как можно представить проект. Виды презентаций проектов.
- Доклад;
- Слайд-шоу;
- Компьютерная презентация;
- Игра;
- Стендовая презентация;
- Концерт;
- Видеофильм;
- Реклама;
- Театрализованное представление;
- Демонстрация электронных пособий и т.д.
Требования к презентации.
Защита презентации проводится самим автором ( индивидуальный проект), группой авторов (групповой проект), творческим коллективом (коллективный проект).
Содержание и композиция защиты – презентации определяются авторами самостоятельно. Однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: Актуальность и обоснованность темы, цели и задачи проекта, краткое содержание, выводы, обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем, рекомендации по возможной сфере практического использования проекта.
После завершения выступления участники должны ответить на вопросы жюри и других участников конференции.
Далее представлены возможные номинации проектов. (Материал может быть использован для урока-Фестиваля).
- Проект - открытие
- Проект - удивление
- Проект - уникальность
- Проект - забавный
- Проект - академический
- Проект - размышление
- Проект - полет фантазии
- Проект - эрудиция
- Проект - исследование
- Проект - проблема
- Проект - эврика
- Проект - творчество
- Проект - мини
- Проект - глобальный
- Проект - свободный выбор
- Проект - сюрприз
Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Её можно сделать более эффективной, если предложить участникам проекта какую-нибудь основу (клише) для подготовки к защите своей работы. Допустим такой вариант шаблона.
Защита-презентация проекта.
- Тема
- Актуальность темы
- Цель
- Участники проекта
- Курс, группа
- Этапы выполнения проекта
- Вид проекта
- Краткое содержание
- Проведенное исследование в рамках проекта
- Форма представления
- Распределение обязанностей между участниками проекта
- Практическая значимость проекта
- Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности)
- Пожелания и предложения участников проекта
Виды проектов:
- Краткосрочный, средне- и долгосрочный;
- Монопредметный, меж- и внепредметный
- Индивидуальный, групповой и творческий;
- Творческий, исследовательский, информационный, игровой, практико-ориентированный;
Формы представления проектов: плакат, проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, разработка, компьютерный вариант, стенд, планшет, раскладушка, буклет, афиша, рисунки, набор открыток или карточек, викторина, интервью, реклама, выставка и др.
Для чего это нужно преподавателям.
- Все это мы и так выполняем, но необходимо обязательно презентовать свою работу.
- Желание педагога способствовать развитию самостоятельности студента.
- Предпочтение педагогом формы воспитания, суть которой – сотрудничество.
- Расширение собственного кругозора преподавателя.
Источники:
- Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе/ Н.И. Дереклеева.- М.Вербум - М.,2001.
- Пахомова Н. Ю. Метод проектов. Информатика и образование: международный специальный выпуск журнала “Технологическое образование”. – 1996.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003.
- Полат Е.С. Метод проектов // Сайт Российской академии образования.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М., 2001.
- Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов/ И.Д. Чечель// Директор школы. – 1998.- №4.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. – В., 2009.