Аспекты исследовательской деятельности в работе преподавателя математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В течение ряда лет моей личной методической темой является “Исследовательская деятельность в работе преподавателя”.

Во-первых, хотелось бы разделить понятия: исследования и проекты, также и понятия учебное исследования и научное исследования.

  • Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и результатом. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её поведения.
  • Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).
  • Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования. Предполагается выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Учебное исследование и научное исследование.

Главным смыслом исследования в образовании есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в  приобретении учащимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе. И главное, самостоятельно получаемых знаний, которые являются новыми и значимыми для конкретного студента.

В нашем техникуме, как и во многих других, сложилась система исследовательской и творческой работы. Я остановлюсь лишь то, что касается математике.

На первых же занятиях (3,4 занятие) на первом курсе перед студентами я ставлю задачи проектно-исследовательского характера. При этом выдаю приблизительный список направлений работ.

  • Магия чисел.
  • Шифровальные таблицы.
  • История возникновения математики.
  • Появление логарифмов.
  • Головоломка “Кубик Рубика”.
  • Геометрические иллюзии.
  • Теорема Пифагора.
  • Геометрический вальс.
  • Реклама.
  • Симметрия вокруг нас.
  • Дроби и музыка.
  • Календарь.
  • Лист Мебиуса.
  • Математика в искусстве.
  • Математика и оборона.
  • Графы.

Во втором семестре, как правило, со студентами работать значительно проще и они увереннее и проще идут на проведение различных работ. Рассматриваем возникновение, применение различных понятий из изучаемых разделов: “Производная”, “Интеграл”, “Многогранники и тела вращения”.

По теме “Производная и её применение” в прошлом году провела урок-конференцию. Заслушали краткие, 3-5 минут, сообщения студентов по исторической и практической тематике. В этом году планирую организовать Фестиваль исследовательских проектов по этой теме.

На 2 курсе, поскольку в нашем календарно-тематическом плане заложены часы на изучение “Аналитической геометрии”, регулярно проводим ролевую игру с элементами исследования “Суд над кривыми II порядка”. Этот открытый урок (обязательно с приглашением администрации или коллег) завершает изучение данной темы и является своеобразным праздником. Итоги оформляются и вывешиваются.

Приложение №1.

Как можно представить проект. Виды презентаций проектов.

  • Доклад;
  • Слайд-шоу;
  • Компьютерная презентация;
  • Игра;
  • Стендовая презентация;
  • Концерт;
  • Видеофильм;
  • Реклама;
  • Театрализованное представление;
  • Демонстрация электронных пособий и т.д.

Требования к презентации.

Защита презентации проводится самим автором ( индивидуальный проект), группой авторов (групповой проект), творческим коллективом (коллективный проект).

Содержание и композиция защиты – презентации определяются авторами самостоятельно. Однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: Актуальность и обоснованность темы, цели и задачи проекта, краткое содержание, выводы, обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем, рекомендации по возможной сфере практического использования проекта.

После завершения выступления участники должны ответить на вопросы жюри и других участников конференции.

Далее представлены возможные номинации проектов. (Материал может быть использован для урока-Фестиваля).

  • Проект - открытие
  • Проект - удивление
  • Проект - уникальность
  • Проект - забавный
  • Проект - академический
  • Проект - размышление
  • Проект - полет фантазии
  • Проект - эрудиция
  • Проект - исследование
  • Проект - проблема
  • Проект - эврика
  • Проект - творчество
  • Проект - мини
  • Проект - глобальный
  • Проект - свободный выбор
  • Проект - сюрприз

Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Её можно сделать более эффективной, если предложить участникам проекта какую-нибудь основу (клише) для подготовки к защите своей работы. Допустим такой вариант шаблона.

Защита-презентация проекта.

  1. Тема
  2. Актуальность темы
  3. Цель
  4. Участники проекта
  5. Курс, группа
  6. Этапы выполнения проекта
  7. Вид проекта
  8. Краткое содержание
  9. Проведенное исследование в рамках проекта
  10. Форма представления
  11. Распределение обязанностей между участниками проекта
  12. Практическая значимость проекта
  13. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности)
  14. Пожелания и предложения участников проекта

Виды проектов:

  • Краткосрочный, средне- и долгосрочный;
  • Монопредметный, меж- и внепредметный
  • Индивидуальный, групповой и творческий;
  • Творческий, исследовательский, информационный, игровой, практико-ориентированный;

Формы представления проектов: плакат, проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, разработка, компьютерный вариант, стенд, планшет, раскладушка, буклет, афиша, рисунки, набор открыток или карточек, викторина, интервью, реклама, выставка и др.

Для чего это нужно преподавателям.

  1. Все это мы и так выполняем, но необходимо обязательно презентовать свою работу.
  2. Желание педагога способствовать развитию самостоятельности студента.
  3. Предпочтение педагогом формы воспитания, суть которой – сотрудничество.
  4. Расширение собственного кругозора преподавателя.

Источники:

  1. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе/ Н.И. Дереклеева.- М.Вербум - М.,2001.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. Информатика и образование: международный специальный выпуск журнала “Технологическое образование”. – 1996.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003.
  4. Полат Е.С. Метод проектов // Сайт Российской академии образования.
  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М., 2001.
  6. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов/ И.Д. Чечель// Директор школы. – 1998.- №4.
  7. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. – В., 2009.

Приложение 2