Обучение учащихся с общим недоразвитием речи приемам запоминания на логопедических занятиях

Разделы: Начальная школа


Важнейшими общими учебными умениями для всех школьных дисциплин являются речевые умения, а также умения читать и писать. Формирование этих умений и навыков крайне затруднено у учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР), так как по данным исследований ученых (Г.С. Гуменная, Ю.Ф. Гаркуша и др.), у этих учащихся недостаточно сформирована психологическая база речи: восприятие, внимание и память.

Ученые отмечают, что объём зрительной памяти и слухоречевой памяти у детей-логопатов в большинстве случаев значительно отстаёт от нормы. При этом отмечается прямая зависимость уровня речевого развития от слухоречевой памяти: чем ниже качество памяти, тем тяжелее речевая патология.

Многолетние наблюдения за данной категорией детей показали, что на начальном, пусковом этапе обучения такие традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений как пересказ даже небольшого объёма текста, описание предметов, объектов, явлений природы оказывается недоступным большинству воспитанников.

Основным приёмом запоминания для учащихся с ОНР является многократное повторение, что обеспечивает механическое запоминание. Нередко этот способ остаётся у учащихся с речевой патологией единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

Для качественного запоминания речевого материала учащийся должен владеть приёмами запоминания. У учащихся с речевой нормой эти приёмы формируются, как правило, непроизвольно, на уровне подсознания, в процессе учебной деятельности. У учащихся с ОНР формирование этих приёмов значительно отстаёт от нормы, т. к. даже при незначительных патологических состояниях головного мозга нейродинамика существенно меняется: утрачивается подвижность нервных процессов, что приводит к нарушению способности организованно запечатлевать и актуализировать следы прежнего опыта. А ведь на уроках, на логопедических занятиях учащийся с ОНР должен многое запомнить: заучивать материал буквально, пересказывать его близко к тексту или своими словами, а главное помнить заученное и уметь воспроизводить его через длительное время. Неумение запоминать сказывается на учебной деятельности учащихся и влияет в конечном итоге не только на отношение к учебе и школе, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, возникает необходимость специального обучения учащихся с ОНР приёмам запоминания.

Л.Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью”.

Исходя из вышесказанного, рассмотрим те приёмы запоминания речевого материала, которые в свою очередь решали бы не только логопедические задачи, но и совершенствовали психические функции: слухоречевое восприятие, внимание, кратковременную и долговременную память, создавали ситуацию потребности и успеха речевого высказывания.

Качество запоминания

Приемы запоминания материала

В процессе логопедических занятий по коррекции речевых нарушений с учащимися с общим недоразвитием речи можно использовать разнообразные приемы запоминания:

  • Приём использования опорных предметных и сюжетных картинок.
  • Приём пиктограммы.
  • Приём визуализации.
  • Приём опорных (ключевых) слов.
  • Приём графической модели.
  • Приём осмысления и запоминания текста через постановку вопросов.
  • Приём сравнения.
  • Приём идентификации.
  • Прием придумывание сказки.
  • Приём “штурмовой атаки”.
  • Прием “снежного кома”.
  • Прием инсценирования.
  • Приём системности.

В связи с тем, что наибольшие затруднения дети с речевой патологией испытывают в работе со словарными словами, мы предлагаем использование следующих наиболее эффективных приемов запоминания:

  • Прием использования ручной модели букв.

Произнося утрированно, орфографически четко слово “помидор” сопровождаем поизнесение звуков “О” и “И” ручной моделью соответствующих букв.

  • Прием рифмовки.

Значительно облегчает запоминание трудных слов использование рифмовок.

Прогресс, процесс, конгресс, компресс – на конце две буквы С.
Лягушка всем говорила: “У меня прекрасная ква, ква, квартира”.

  • Прием ассоциации.

Учащимся предлагается установить ассоциативную связь между словами, придумав предложение.

Зонт – моржи (Морж сидит под зонтом).
Заяц – лужа (Заяц любуется на себя в луже).
Роза – жук (Жук ползет по розе).

Затем предъявляются слова первого столбика, дети вспоминают второе слово. Или, чтобы запомнить слово “ракета” дети используют следующую ассоциацию: ракетарак в ракете.

Можно на первых этапах использовать картинки или компьютерные мультимедийные презентации.

  • Прием классификации.

Запомнить слова и записать их в 2 столбика, объединив их по какому-нибудь признаку.

Например: пиджак, бизон, жакет, зубр, жилет, заяц.

Пиджак, жакет, жилет (одежда).
Зубр, бизон, заяц (животные).

Прослушай слова, запомни и назови слова, начинающиеся со звука [з].

  • Прием “уярчения”.

Учащиеся с ОНР с трудом запоминают правописание словарных слов. В данном случае можно использовать прием “уярчения”.

Например: колобок - две буквы о заменить на изображение колобков.

Овладение рациональными приёмами запоминания позволяет добиться не только существенного повышения его продуктивности, качественных изменений в познавательной, но в речевой деятельности учащихся с ОНР.

Запоминание, включенное в деятельность, более прочное.

Приведем пример логопедического занятия с использованием приемов запоминания по теме:

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

Цели:

  • Познакомить учащихся с разными приемами запоминания словарных слов.
  • Формирование умений запоминания правописания словарных слов (использование приемов мнемотехники).
  • Формирование умения находить безударные гласные, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
  • Уточнение, активизация и обогащение словарного запаса.
  • Совершенствование слухоречевого восприятия и памяти.

Оборудование: Зеркала, артикуляционный профиль, таблицы слов, цветные ручки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(Психологический настрой. Аутотренинг.)

Логопед:

  • Мы пришли на логопедическое занятие.
  • Мы внимательно слушаем логопеда.
  • Мы четко и правильно произносим все звуки.
  • Мы пишем красиво и аккуратно.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Определение темы занятия.

Логопед: Послушайте внимательно стихотворение.

Корова на корабль взошла –
Корабль перевернулся!
Но буква “О” им помогла
Живыми в порт вернуться.
Как круг спасательный, она
Спасла корабль с коровой,
Им помогла всем, чем могла,
И оба эти слова
Со дня несчастного того
Не расстаются с буквой “О”.

(Вывешиваются карточки со словами К…РОВА К…РАБЛЬ)

Логопед: Ребята, вставьте пропущенные буквы. Докажите свой выбор. Удалось вам подобрать проверочные слова? Почему? Определите тему занятия.

Логопед: Вы верно определили тему нашего занятия. Действительно, не все гласные в словах можно проверить. Эти слова называются словарными. При написании этих слов мы должны обращаться к орфографическому словарю. Но такие слова встречаются очень часто и не всегда есть возможность заглянуть в орфографический словарь. Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, как можно запоминать словарные слова?

(Дети предлагают свои варианты.)

Логопед: Чтобы такие слова легче запомнить, существуют специальные приемы, с которыми мы сегодня и познакомимся.

  1. Работа со словами.

Логопед: Ребята, послушайте еще раз стихотворение. Что помогло вам правильно вставить буквы в слова “корова” и “корабль”?

(Чтение стихотворения еще раз. Дети отвечают, что им помогло.)  Вывод. Шуточные рифмовки помогают нам запомнить написание словарных слов.

Ребята, но наша корова не любит плавать на корабле. Она забралась в свой любимый ОГОРОД.

Следующий прием, который помогает запоминать словарные слова, называется классификацией. (Приложение 1. Презентация “Прием классификации”).

Логопед: Ребята, давайте вспомним и запишем словарные слова из презентации в тетрадь, подчеркните непроверяемые гласные.

Следующий прием - прием уярчения. (Приложение 2. Презентация “Прием уярчения”). Очень интересным будет для вас прием ассоциации. (Появляется карточка со словом РАКЕТА )

- Какое слово спряталось в слове РАКЕТА? А теперь представьте, что РАК садится в РАКЕТУ.

Логопед: Давайте посмотрим, какие еще ассоциации можно придумать. (Приложение 3. Презентация – “Прием ассоциации”).

  1. Самостоятельная работа детей.

Логопед: Используя приемы, с которыми познакомились на занятии, запомните слова: ВОРОБЕЙ, ОБЛАКО, КАРАНДАШ.  (Работа в парах). Давайте посмотрим, что у вас получилось, как вы запоминали эти слова? (Дети представляют свои работы.)

  1. Обобщение материала по теме и работа с предложениями.

Логопед: А теперь по памяти воспроизведите, орфографически проговаривая, все словарные слова, которые встретились на уроке.

  • Что помогло вам качественно запомнить эти слова?
  • Какими приемами запоминания вы пользовались?
  • Составьте предложения с данными словами.

(Запись наиболее удачных предложений.)

  1. Подведение итога.

На следующем логопедическом занятии проводятся тренировочные упражнения с использованием приемов запоминания.

КАРТОЧКА № 1. Выбери слова с непроверяемыми гласными и, используя прием запоминания “уярчение”, запомни эти слова.

Апельсин, груша, ананас.
Орех, плоды, кокос.

КАРТОЧКА № 2. Выбери слова с непроверяемыми гласными и, используя прием запоминания “классификация”, запомни эти слова.

Пальто, панамка, платье, карман, платок, рубашка, сапоги, сарафан, сандалии.

КАРТОЧКА № 3. Выбери слова с непроверяемыми гласными и, используя прием запоминания “ассоциация”, запомни эти слова.

Горизонт, облако, винегрет, жакет, макароны.

Список литературы:

  1. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.-М.:Просвещение,1956.-223с.
  2. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. – М.: Дрофа,2001.-128с.
  3. Психология: Учеб. Пособие для начальной школы/ Под ред. проф. И.В.Дубровиной. – М.:Гардарика, 1998. -176с.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1907. -240с.
  5. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:ТЦ СФЕРА, 2005. – 256с.
  6. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. –Ярославль: “Академия развития”, 1997. -240с.