Важнейшими общими учебными умениями для всех школьных дисциплин являются речевые умения, а также умения читать и писать. Формирование этих умений и навыков крайне затруднено у учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР), так как по данным исследований ученых (Г.С. Гуменная, Ю.Ф. Гаркуша и др.), у этих учащихся недостаточно сформирована психологическая база речи: восприятие, внимание и память.
Ученые отмечают, что объём зрительной памяти и слухоречевой памяти у детей-логопатов в большинстве случаев значительно отстаёт от нормы. При этом отмечается прямая зависимость уровня речевого развития от слухоречевой памяти: чем ниже качество памяти, тем тяжелее речевая патология.
Многолетние наблюдения за данной категорией детей показали, что на начальном, пусковом этапе обучения такие традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений как пересказ даже небольшого объёма текста, описание предметов, объектов, явлений природы оказывается недоступным большинству воспитанников.
Основным приёмом запоминания для учащихся с ОНР является многократное повторение, что обеспечивает механическое запоминание. Нередко этот способ остаётся у учащихся с речевой патологией единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.
Для качественного запоминания речевого материала учащийся должен владеть приёмами запоминания. У учащихся с речевой нормой эти приёмы формируются, как правило, непроизвольно, на уровне подсознания, в процессе учебной деятельности. У учащихся с ОНР формирование этих приёмов значительно отстаёт от нормы, т. к. даже при незначительных патологических состояниях головного мозга нейродинамика существенно меняется: утрачивается подвижность нервных процессов, что приводит к нарушению способности организованно запечатлевать и актуализировать следы прежнего опыта. А ведь на уроках, на логопедических занятиях учащийся с ОНР должен многое запомнить: заучивать материал буквально, пересказывать его близко к тексту или своими словами, а главное помнить заученное и уметь воспроизводить его через длительное время. Неумение запоминать сказывается на учебной деятельности учащихся и влияет в конечном итоге не только на отношение к учебе и школе, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, возникает необходимость специального обучения учащихся с ОНР приёмам запоминания.
Л.Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью”.
Исходя из вышесказанного, рассмотрим те приёмы запоминания речевого материала, которые в свою очередь решали бы не только логопедические задачи, но и совершенствовали психические функции: слухоречевое восприятие, внимание, кратковременную и долговременную память, создавали ситуацию потребности и успеха речевого высказывания.
Качество запоминания
Приемы запоминания материала
В процессе логопедических занятий по коррекции речевых нарушений с учащимися с общим недоразвитием речи можно использовать разнообразные приемы запоминания:
- Приём использования опорных предметных и сюжетных картинок.
- Приём пиктограммы.
- Приём визуализации.
- Приём опорных (ключевых) слов.
- Приём графической модели.
- Приём осмысления и запоминания текста через постановку вопросов.
- Приём сравнения.
- Приём идентификации.
- Прием придумывание сказки.
- Приём “штурмовой атаки”.
- Прием “снежного кома”.
- Прием инсценирования.
- Приём системности.
В связи с тем, что наибольшие затруднения дети с речевой патологией испытывают в работе со словарными словами, мы предлагаем использование следующих наиболее эффективных приемов запоминания:
- Прием использования ручной модели букв.
Произнося утрированно, орфографически четко слово “помидор” сопровождаем поизнесение звуков “О” и “И” ручной моделью соответствующих букв.
- Прием рифмовки.
Значительно облегчает запоминание трудных слов использование рифмовок.
Прогресс, процесс, конгресс, компресс – на конце две буквы С.
Лягушка всем говорила: “У меня прекрасная ква, ква, квартира”.
- Прием ассоциации.
Учащимся предлагается установить ассоциативную связь между словами, придумав предложение.
Зонт – моржи (Морж сидит под зонтом).
Заяц – лужа (Заяц любуется на себя в луже).
Роза – жук (Жук ползет по розе).
Затем предъявляются слова первого столбика, дети вспоминают второе слово. Или, чтобы запомнить слово “ракета” дети используют следующую ассоциацию: ракета – рак в ракете.
Можно на первых этапах использовать картинки или компьютерные мультимедийные презентации.
- Прием классификации.
Запомнить слова и записать их в 2 столбика, объединив их по какому-нибудь признаку.
Например: пиджак, бизон, жакет, зубр, жилет, заяц.
Пиджак, жакет, жилет (одежда).
Зубр, бизон, заяц (животные).
Прослушай слова, запомни и назови слова, начинающиеся со звука [з].
- Прием “уярчения”.
Учащиеся с ОНР с трудом запоминают правописание словарных слов. В данном случае можно использовать прием “уярчения”.
Например: колобок - две буквы о заменить на изображение колобков.
Овладение рациональными приёмами запоминания позволяет добиться не только существенного повышения его продуктивности, качественных изменений в познавательной, но в речевой деятельности учащихся с ОНР.
Запоминание, включенное в деятельность, более прочное.
Приведем пример логопедического занятия с использованием приемов запоминания по теме:
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.
Цели:
- Познакомить учащихся с разными приемами запоминания словарных слов.
- Формирование умений запоминания правописания словарных слов (использование приемов мнемотехники).
- Формирование умения находить безударные гласные, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
- Уточнение, активизация и обогащение словарного запаса.
- Совершенствование слухоречевого восприятия и памяти.
Оборудование: Зеркала, артикуляционный профиль, таблицы слов, цветные ручки.
Ход занятия
- Организационный момент.
(Психологический настрой. Аутотренинг.)
Логопед:
- Мы пришли на логопедическое занятие.
- Мы внимательно слушаем логопеда.
- Мы четко и правильно произносим все звуки.
- Мы пишем красиво и аккуратно.
- Артикуляционная гимнастика.
- Определение темы занятия.
Логопед: Послушайте внимательно стихотворение.
Корова на корабль взошла –
Корабль перевернулся!
Но буква “О” им помогла
Живыми в порт вернуться.
Как круг спасательный, она
Спасла корабль с коровой,
Им помогла всем, чем могла,
И оба эти слова
Со дня несчастного того
Не расстаются с буквой “О”.
(Вывешиваются карточки со словами К…РОВА К…РАБЛЬ)
Логопед: Ребята, вставьте пропущенные буквы. Докажите свой выбор. Удалось вам подобрать проверочные слова? Почему? Определите тему занятия.
Логопед: Вы верно определили тему нашего занятия. Действительно, не все гласные в словах можно проверить. Эти слова называются словарными. При написании этих слов мы должны обращаться к орфографическому словарю. Но такие слова встречаются очень часто и не всегда есть возможность заглянуть в орфографический словарь. Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, как можно запоминать словарные слова?
(Дети предлагают свои варианты.)
Логопед: Чтобы такие слова легче запомнить, существуют специальные приемы, с которыми мы сегодня и познакомимся.
- Работа со словами.
Логопед: Ребята, послушайте еще раз стихотворение. Что помогло вам правильно вставить буквы в слова “корова” и “корабль”?
(Чтение стихотворения еще раз. Дети отвечают, что им помогло.) Вывод. Шуточные рифмовки помогают нам запомнить написание словарных слов.
Ребята, но наша корова не любит плавать на корабле. Она забралась в свой любимый ОГОРОД.
Следующий прием, который помогает запоминать словарные слова, называется классификацией. (Приложение 1. Презентация “Прием классификации”).
Логопед: Ребята, давайте вспомним и запишем словарные слова из презентации в тетрадь, подчеркните непроверяемые гласные.
Следующий прием - прием уярчения. (Приложение 2. Презентация “Прием уярчения”). Очень интересным будет для вас прием ассоциации. (Появляется карточка со словом РАКЕТА )
- Какое слово спряталось в слове РАКЕТА? А теперь представьте, что РАК садится в РАКЕТУ.
Логопед: Давайте посмотрим, какие еще ассоциации можно придумать. (Приложение 3. Презентация – “Прием ассоциации”).
- Самостоятельная работа детей.
Логопед: Используя приемы, с которыми познакомились на занятии, запомните слова: ВОРОБЕЙ, ОБЛАКО, КАРАНДАШ. (Работа в парах). Давайте посмотрим, что у вас получилось, как вы запоминали эти слова? (Дети представляют свои работы.)
- Обобщение материала по теме и работа с предложениями.
Логопед: А теперь по памяти воспроизведите, орфографически проговаривая, все словарные слова, которые встретились на уроке.
- Что помогло вам качественно запомнить эти слова?
- Какими приемами запоминания вы пользовались?
- Составьте предложения с данными словами.
(Запись наиболее удачных предложений.)
- Подведение итога.
На следующем логопедическом занятии проводятся тренировочные упражнения с использованием приемов запоминания.
КАРТОЧКА № 1. Выбери слова с непроверяемыми гласными и, используя прием запоминания “уярчение”, запомни эти слова.
Апельсин, груша, ананас.
Орех, плоды, кокос.
КАРТОЧКА № 2. Выбери слова с непроверяемыми гласными и, используя прием запоминания “классификация”, запомни эти слова.
Пальто, панамка, платье, карман, платок, рубашка, сапоги, сарафан, сандалии.
КАРТОЧКА № 3. Выбери слова с непроверяемыми гласными и, используя прием запоминания “ассоциация”, запомни эти слова.
Горизонт, облако, винегрет, жакет, макароны.
Список литературы:
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.-М.:Просвещение,1956.-223с.
- Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. – М.: Дрофа,2001.-128с.
- Психология: Учеб. Пособие для начальной школы/ Под ред. проф. И.В.Дубровиной. – М.:Гардарика, 1998. -176с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1907. -240с.
- Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:ТЦ СФЕРА, 2005. – 256с.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. –Ярославль: “Академия развития”, 1997. -240с.