Цель урока: обобщение знаний по теме “Углерод и его соединения”.
Оборудование: кристаллические решетки алмаза и графита, наборы реактивов, схема “Круговорот углерода в природе”.
Ход урока
Учащиеся предварительно делятся на команды, придумывают этим командам шуточные названия. Рассаживаются по своим командам. Представляется жюри из учителей и старшеклассников.
1-й конкурс “Визитка”:
Каждая команда должна представить свое название и обосновать связь этого названия с темой урока. (Чаще всего встречаются названия “Алмаз”, “Графит”, “Карборунд”, “Углерод”, “Мрамор” и т.д.).
2-й конкурс “Поэтический”:
Представители команд подходят к столу жюри и вытягивают 2 бумажки со словами и терминами, относящимися к данной теме (например “сажа”, “алмаз”, “пропан”, “метан”, “углекислота” и т.д.). в течении 3-х минут команды должны сочинить четверостишия с применением данных слов.
(Например: Углерод плюс водород
И если ты в химии полный профан,
Все равно обязан знать –
Получается метан.)
3-й конкурс “Экспериментальный”:
Объявляется условие задачи: “Один ученик, определяя в ходе практической работы растворы сульфата калия и карбоната натрия, добавил к обоим растворам раствор хлорида бария. В обоих случаях выпали осадки белого цвета. Как ему определить, в какой из пробирок изначально содержался сульфат и карбонат?”
Командам выдаются по две пробирки с белыми осадками. С помощью имеющихся на столе реактивов они должны решить эту задачу и составить уравнения протекающих реакций в молекулярном и ионном видах.
4-й конкурс “Цепи кованые”:
Команды получают карточки с “цепочками превращений”. Ученики должны составить уравнение химических реакций, с помощью которых можно осуществить данные превращения.
5-й конкурс “Расшифровка посланий предков”:
За предыдущие годы накопился материал, составленный учащимися и подкорректированный учителем из конкурса №2. команды получают стихотворения и пытаются объяснить, какие химические процессы в них описаны.
(Например: CO2 – наш герой.
Но были братья у него,
Они ограбили его.
Наполовину стал оксид бедней,
Стал легче, злее и мудрей.
Здесь описывается процесс превращения углекислого газа в угарный газ.
Порошок у нас на кухне,
Он совсем-совсем невкусный.
Брошу в уксус его я
И увижу, как пузырьки летят.
Здесь показано взаимодействие соды с кислотами.)
6-й конкурс “Блиц” (конкурс капитанов):
Капитанам команд по очереди предлагаются вопросы, на которые они практически сразу дают ответ. Если капитан не смог ответить на вопрос, ему может помочь его команда.
- В какой группе ПСХЭ Д.И.Менделеева располагается углерод? (В 4А группе).
- В каком периоде ПСХЭ Д.И.Менделеева располагается углерод? (Во втором).
- Сколько энергетических уровней в атоме углерода? (Два).
- Сколько электронов содержится на внешнем энергетическом уровне в атоме углерода? (Шесть).
- Тривиальное название оксида углерода (IV). (Углекислый газ).
- Тривиальное название оксида углерода (II). (Угарный газ).
- Формула угольной кислоты. (H2CO3).
- Название солей угольной кислоты. (Карбонаты).
- Процесс, который славится активированный уголь. (Адсорбция).
- Назвать аллотропные видоизменения углерода, кроме алмаза и графита. (Карбин, поликумулен).
После окончания всех конкурсов жюри подводит итоги, оглашает результаты, а учитель призывает команды соперников “жить дружно и в знак этого выпить по чашке мирного напитка – лимонада, который опять-таки связан с темой нашего урока”.