Цели:
- вызвать желание прочитать произведение полностью;
- вызвать интерес к содержанию сказки и её героям;
- учить детей анализировать произведение;
- формировать навык чтения;
- совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
- развивать умение работать в парах,
- развивать фантазию ребенка, творческие способности,
- развивать устную связную речь детей,
- развивать умение высказывать своё мнение
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование:
- портрет писателя;
- выставка книг;
- рисунки героев с буквами;
- карточки с буквами;
- кроссворд, тест, заготовка для цифрового диктанта;
- запись песни “Облака” (Автор стихов Козлов, музыка Шаинского).
Методическая литература:
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004.
- Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Часть 1. - М.: “Баласс”, 2007
1. Организационный момент.
Здравствуйте.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.
Почувствовали, как от ваших улыбок стало в классе светлей и теплей.
Я желаю вам хорошей работы.. Если вы выполните все задания верно, то из полученных слов соберёте пословицу.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
С произведением какой писательницы вы познакомились?
(Туве Янссон)
- Как называется это произведение?
(“Шляпа волшебника”)
- Из какой страны пришла к нам эта сказка?
(Из Финляндии)
Рассказ ученицы о писательнице.
- Ребята, какое было домашнее задание?
(Пересказать сказку по плану.)
- Перед вами лежат пункты плана (разрезаны) , но они перепутались. Ваша задача - восстановить последовательность, если выполните верно, то у вас получится слово.
Превращение яичных скорлупок. |
С |
Наши герои исследуют тучки. |
Д |
Тучками можно управлять! |
Е |
Муми-папа потрясен! |
Л |
Новая игра. |
А |
Страшный сон. |
Л |
ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ
3. Закрепление изученного.
А) - Назовите героев сказки.
(Мумии – тролль, Мумии – мама, Мумии – папа, Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф)
Работа в парах
Перед вами лежит карточка. Соедините героя с его характеристикой.
Этот герой – хороший товарищ, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества уводит его от друзей. Он уходит на всю зиму в тёплые страны. (Снусмумрик)
Этот герой меняет цвет в зависимости от настроения. Любит танцевать и навешивать на себя разные украшения. За ухом у этого героя всегда цветы, а на ноге маленький золотой браслет. (Фрекен - Снорк)
Этот герой похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен. (Мумии - тролль)
Этот герой волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и “сколько подушек им надо под голову”. (Мумии - мама)
Этот герой считает, что дом Мумии – троллей должен быть полон удивительных уголков и потайных комнат, лестниц, балкончиков и башен. (Мумии - папа)
ПРОВЕРКА
- На доске изображены иллюстрации с героями сказки. (с обратной стороны буквы (смело)
(Учитель вызывает ребёнка к доске. Он читает характеристику кого–то из героев. Переворачивает и с обратной стороны появляется буква.)
На доске:
- Расскажите мне об их обычаях и нравах.
Б) Выборочное чтение.
- зачитайте отрывок, в котором говорится о превращении яичной скорлупы в тучки.
- как тучки стали двигаться.
- послушные тучки
С кем сравниваются тучки, если ими можно управлять нажимом, покачиванием, с них можно свалиться, их можно пришпорить? (с лошадью)
В) Прослушивание песни “Облака” ( Автор стихов Козлов, музыка Шаинского) –
Кто знает песню, подпевайте.
Созвучны ли мысли Туве Янссон, написавшей сказку 60 лет назад, и нашего современника?
С чем сравниваются облака в песне?
Какое желание возникает при виде облаков?
Кто же и где может осуществить свою мечту?
Г) Работа в парах (тест).
А сейчас мы вспомним предыдущие части.
Для этого мы с вами разобьёмся на пары и проведём небольшой тест.
Из букв правильных ответов, сложите слово (гуляй)
1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”?
а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия.
2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой?
а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости.
3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль?
л) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; н) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей.
4. На чём любил играть Снусмумрик?
а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке.
5.Что лежало на вершине горы?
а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар.
Г |
У |
Л |
Я |
Й |
4.Физминутка
Встаньте. Закройте глаза. Представьте, что ваш нос начал расти, расти и расти. Нарисуйте своим длинным носиком волшебный предмет из сказки “ Шляпа волшебника”
А теперь ваш нос стал уменьшаться до обычных размеров. Откройте глаза
Д) Восстановление деформированного текста. (Работа с учебником)
Вставь слова.
На вершине разгуливал ________(весенний) ветер и на все ________(четыре) стороны распахивался голубой _____(горизонт). На _______(западе) было море, на ______(востоке) река, петляя, _______(уползала) в глубь Пустынных гор, на севере простирались_________(дремучие) ________(леса), а на юге из трубы –________(Муми-дома) клубился дымок.
Е) Выставка карт долины.
Ж) Пришло время узнать четвёртое слово. Отгадайте кроссворд.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД
- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
- Сколько раз прокуковала кукушка.
- Что нашли Муми-троль и Снусмурик и Снифф после зимней спячки.
- В каком месяце муми-троли погружаются в спячку.
З) Цифровой диктант.
Сейчас мы с вами напишем цифровой диктант.
Я говорю фразу. Если вы с ней согласны, то ставите “1” , если не согласны, то “0”.
- Муми-мама и мумии-папа принимали гостей с невозмутимым спокойствием. (1)
- Тайная система общения: три простых свистка и два долгих (0)
- Снусмумрик всегда ходил в новом шарфе (0)
- В шляпе волшебника были варёные яйца. (0)
- Яичные скорлупки сохранили белый цвет, но стали мягкими и пухлыми. (1)
- Из шляпы выпорхнули 3 белые тучки. (0)
- Тучка была по ощущениям фрекен Снорк похожа на вату. (1)
- Муми – тролль крикнул “Кукареку!” перед окошком Муми–мамы. (0)
- Новую игру с тучками изобрели Снорк и Снусмумрик. (1)
- Муми – троллю и фрекен Снорк приснились разные сны. (0)
11.Друзья так и не догадались, что тучки – это яичные скорлупки. (1)
Взаимопроверка:
Ответы: 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1.
5. Подведение итогов и оценивание работы класса.
Какие впечатления остались у вас после сказки?
Почувствовали ли вы, что сказку написала финская писательница? (Да. По именам героев, тролли - сказочные персонажи фольклора Запада)
А узнали ли вы, что-нибудь о волшебнике, про чью шляпу читали?
Почему он оставил шляпу?
Что случится дальше?
Вот об этом вы можете прочитать в других книгах.
6. Выставка книг.
Сложите из слов пословицу (“Сделал дело, гуляй смело”)
Как вы её понимаете?
6. Домашнее задание
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.