Цели урока:
- Обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
- Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных, вспомнить понятие “начальная форма имени прилагательного”, пользоваться справочной литературой;
- Научить учащихся определять род имен прилагательных во множественном числе; расширить словарный запас учащихся;
- Развивать критическое и логическое мышление, воображение, память, речь.
Оборудование: рисунок трех звездочек, рисунок инопланетянина, конверты с заданиями, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, проекционный экран, листочки для оперативного контроля, карточки для работы в парах, таблица “Определение рода имен прилагательных во множественном числе”, задание для фронтальной работы на проекционном экране, карточка с поговоркой, памятка к синквейну.
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой) На листочках у каждого ребенка три облачка: грустное выражение, спокойное и веселое.
Учитель: - Ребята, посмотрите внимательно на звездочки. Обведите ту, которая больше подходит вашему настроению в данный момент. Опрос детей.
Учитель: - Замечательно, что у вас хорошее настроение, надеюсь, к концу урока оно сохранится и приумножится.
II. Сообщение темы урока
- Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем “слово-помощник”
К – согласный, твердый парный, глухой парный звук в слове “звонок”
А – безударная гласная в слове “покатился”
К – проверяемая парная согласная в слове “кулак”
О – гласная буква в суффиксе в слове [дружок]
Й – согласный, мягкий непарный, глухой непарный звук в слове “слой”
Проверяем каждую букву.
Учитель - Какое слово получилось?
Дети: - Какой.
Учитель: - Какая часть речи отвечает на этот вопрос, какой?
Дети: - Имя прилагательное.
Учитель: - Только ли на этот вопрос отвечают имена прилагательные?
Дети: - Нет, еще какая? какое? какие? чей?
Учитель: - Что обозначают имена прилагательные? И для чего они нам необходимы?
Дети: - имена прилагательные обозначают признаки предметов, а необходимы для того, чтобы сделать нашу речь интереснее, красочнее, выразительнее.
Тема урока: - Сегодня мы с вами совершим путешествие на планету “Имя прилагательное”.
III. Тема урока
Учитель: - Давайте представим, что все мы жители этой планеты. Все разные: я, например, веселая, любознательная, … а ты какой житель? А ты?...
Слушаем детей. Запишите на узком листочке, который лежит у каждого в конверте, и напишите свое имя – какой ты?
Учитель: - И все мы живем в разных городах в 1 государстве. Городов 8. Их названия вам подскажут вопросы, на которые отвечают имя прилагательные
Дети: Какой, какая, какое, какие, чей, чья, чье, чьи.
Учитель: - Чтобы узнать столицу нашего государства, возьмите ваши карточки с заданием. (Работа в рабочих тетрадях). Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные.
КАРТОЧКА
Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные
Робкий, смелость, уместный, свобода, загрязнять, промокший, встречает, праздный, помышлять.
Учитель: - Все ли слова вам понятны? Значение какого слова вызвало трудность?
Дети: - Благоговейный. 1 ученик ищет значение этого слова в словаре.
- “Праздный – о месте, просторе; незанятый, порожний, свободный, пустой, пустопорожний” (В. Даль. Толковый словарь в 4-х томах, III т., М.: “Русский язык”, 1990, с. 380)
- “Праздный – 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. Бесцельный, пустой” (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю. Шведовой: “советская энциклопедия”,М., 1972.)
Учитель: - Что общего у всех этих имен прилагательных?
Дети: Все эти прилагательные отвечают на вопрос какой? Они стоят в единственном числе, в мужском роде - это начальная форма имени прилагательного.
Учитель: - Подпишите над этими словами род и число. Значит, столица нашего государства - город “Какой”!
Раздается шум.
Учитель: - Что случилось? Кто это?
На экране прилетевший инопланетянин (Рисунок 1)
Сообщение инопланетянина на проекционном экране.
Приветствуем вас, жители столь странной страны “Имя прилагательное”!
Над вашим миром нависла опасность. Это метеорит гигантских размеров. Вы все очень разные. Вы делаете речь более красивой, выразительнее, интереснее. Поэтому мы решили, что именно вы сможете спасти эту планету от беды. Изменить траекторию метеорита может ракета. Ее приведет в действие шифр. Чтобы его узнать, вам необходимо выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Сложив буквы в слово, вы отгадаете шифр. В этом деле вам помогут жители соседней страны, с которыми вы очень дружны.
Желаем успеха!
Учитель: - Ребята, о каких соседях говорил инопланетянин, как вы думаете?
Дети: - Если мы – имена прилагательные, то мы дружны с именами существительными, так как наш род, число и падеж напрямую зависят от этой части речи.
Учитель: - Молодцы! Открываем конверт с заданиями.
IV. Определение родовых окончаний имен прилагательных. Развитие логического мышления
Задание 1. Дети работают в парах, а 2 пары у доски.
Вариант 1. (Работа в парах). Подберите пару “имя прилагательное + имя существительное” и вставьте недостающие окончания имен прилагательных.
холодн.. |
характер |
золот.. |
запах |
гостеприимн.. |
котенок |
скверн.. |
жара |
спел.. |
небо |
голуб.. |
погода |
терпк... |
хозяйка |
палящ.. |
хозяйка |
ласков.. |
Кольцо |
Ответ: холодная погода, золотое кольцо, скверный характер, гостеприимная хозяйка, голубое небо, ласковый котенок, спелое яблоко, палящая жара, терпкий запах
Вместе проверяем ребят у доски.
Учитель: - Молодцы! Мы справились с этим заданием и получаем первую букву “Р”.
Вариант 2. (Работа в парах). Подберите пару “имя прилагательное + имя существительное” и вставьте недостающие окончания имен прилагательных.
абсолютн.. |
роща |
вагонн. |
стол |
березов.... |
слух |
пестр.. |
дорога |
гладк.. |
депо |
льнян.. |
галерея |
удобн..... |
полотно |
четк.. |
галстук |
картинн.. |
изображение |
Ответ: абсолютный слух, гладкая дорога, вагонное депо, березовая роща, пестрый галстук, льняное полотно, картинная галерея, четкое изображение, удобный стол.
V. Физкульминутка
Учитель: - Встаньте, отойдите от парты, руки на пояс. Я буду называть имена прилагательные, а вы, если услышите имя прилагательное женского рода – приседайте, мужского – подпрыгните, среднего – топните.
Слова: хитрый, красивая, задорный, яркое, смешной, задумчивая, зимнее, заботливая, теплое, приветливый.
VI. Определение рода и числа имен прилагательных
Учитель: - Открываем второй конверт. Здесь стихотворение и задание.
Задание 2. Найдите в стихотворении имена прилагательные, определите их род и число.
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф.И. Тютчев)*
*Ф.И. Тютчев. Стихотворения: “Художественная литература” М., 1985.
Ответ спрятан на доске: (в) первоначальной – ж.р., ед.ч., короткая – ж.р., ед.ч., дивная – ж.р. ед.ч., хрустальный – м.р., ед.ч., бодрый – м.р., ед.ч., тонкий – м.р., ед.ч., (на) праздной – ж.р., ед.ч., (до) первых – ж.р., мн.ч., (до) зимних – ж.р., мн.ч., чистая – ж.р., ед.ч., теплая – ж.р., ед.ч.
Учитель: - Какие 2 слова выделяются в этом списке? Почему?
Дети: - (До) первых, зимних – мн.ч.
Учитель: - Как же определить род имени прилагательного во множественном числе?
Дети: - Нужно поставить имя существительное, с которым связано прилагательное, поставить в единственное число и определить род. Такой же род будет и у имени прилагательного, с которым оно связано. (до) первых бурь – буря (ед.ч.), ж.р., значит (до) первых тоже ж.р.
Определение рода имен прилагательных во множественном числе
Теплые вечера
Вечер – сущ., м.р., ед.ч., значит вечера – сущ., м.р., мн.ч.
Вечера (какие?) теплые, теплые – имя прил., м.р., мн.ч.
Учитель: - Замечательно! Мы справились и с этим заданием. Следующая буква “М”. И последнее задание.
VII. Развитие логического мышления и воображения
Учитель читает последнее задание инопланетянина, которое записано на доске.
Задание 3. Представьте, как выглядит наша планета.
Работа выполняется фронтально. После обсуждения учитель вписывает в пробелы лучший вариант.
На ………. планете живут ………. человечки, у них ………. глаза, ………. волосы, ………. уши. Зато очень ………. характер. Домики у человечков ………., с ………. крышами. Возле каждого домика сидит………. собачка. Собачки на этой ………. планете вместо кур, потому что ………. домики охраняют ………. дракончики и ………. страусы. Они сидят на ………. веревочках и рычат. На ………. деревьях поют ………. песни ………. мухи. В ………. лесах водятся ………. черепахи.
Учитель: - Отлично!! И последняя буква “И”. Итак, получили буквы “Р”, “М”, “И”. Какое слово получилось?
Дети: “Рим” и “мир”.
Учитель: - В конверте еще записка. “Чтобы проверить получившийся шифр, подставьте в поговорку…КРАСОТА СПАСЕТ…”. Молодцы!!! Мы действительно спасли нашу планету!
VIII. Подведение итога урока
Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое имя прилагательное.
Дети: - Это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? Обозначает признак предмета.
Учитель: - Как определить род имен прилагательных?
Дети: - Надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Род имени прилагательного будет таким же.
Учитель: - А как определить род имени прилагательного во множественном числе?
Дети: - Поставить имя существительное, с которым связано имя прилагательное, в единственное число и определить его род. Такой же род будет и у имени прилагательного.
Учитель: - Мы поупражнялись устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, правильно писать родовые окончания имен прилагательных и немного пофантазировали.
Учитель: - Теперь возьмите свои узенькие листочки с вашими “именами” и заполним синквейн. Рядом выберите звездочку, которая соответствует вашему настроению в данный момент.
Памятка |
|
1. |
Запиши часть речи. |
2. |
Придумай и запиши словосочетание со словом этой части речи |
3. |
Придумай и запиши предложение со словом этой части речи |
Все синквейны дети вывешивают на доску.