Урок математики в 3-м классе. Тема: "Решение составных задач"

Разделы: Начальная школа


Цель. Формировать у детей умение решать составные задачи.

Задачи.

Образовательные:

  • совершенствовать навыки в решении простых и составных задач;
  • обобщить знания табличного умножения и деления;
  • отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки;
  • закрепить навык применения правила порядка действий в выражениях.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету через дидактическую игру;
  • развивать творческие способности, логическое мышление, внимание, память, терминологическую речь, смекалку, умение рассуждать, анализировать, высказывать своё мнение, аргументировать его;
  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы, умение работать в группах, в паре.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование:

  • карточки с заданиями для самостоятельной работы;
  • схемы-опоры для решения задач;
  • презентация;
  • учебник М.А. Моро “Математика”, 1 часть;
  • абак у каждого ребёнка.

Ход урока

1. Организационный момент

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

- Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и здоровы. Я надеюсь, что мы с вами проведём этот урок с пользой для всех нас.

2. Создание проблемной ситуации

Звучит музыка П.И. Чайковского “Октябрь”

Слайд 1. Улетели птицы

В тёплые края,
Листьями укрылась
На зиму земля.

- Сегодня на уроке мы заглянем в лес. Нас приглашает… Отгадайте: кто?

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг… (лесничий).

Слайд 2.

- Много дел у лесничего. Он следит за порядком в лесу. Лесничий приглашает вас в лес и просит в конце урока ответить на вопросы.

1. Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

2. Помогает ли математика в изучении природы?

- Наблюдая за природой, мы будем вести записи в дневниках наблюдений (тетрадях). Проверьте посадку и запишите число, классная работа.

3. Минутка чистописания.

- Сегодня мы цифру будем писать, но постарайтесь её угадать.

Слайд 3.

- Перед вами избушка лесника. Отгадайте: сколько жильцов, кроме лесника, в этом домике. Какие числа нужно вставить в “окошечки” домика (дети угадывают число 6)?

Показ на доске написания цифры 6. Дети прописывают в тетрадях.

4. Актуализация знаний.

1. Повторение пройденного. Индивидуальная работа учащихся по карточкам у доски (дети решают задачи и примеры).
2. Тест-контроль.

Слайд 4.

- Прежде чем мы отправимся в лес, нужно проверить, насколько вы готовы к путешествию. Для всех объявляется тест-контроль. На партах у вас карточки-тесты. Вам необходимо находить правильные ответы и выписывать их в тетрадь в строчку через запятую.

Дети выполняют тест в тетрадях.

Проверка абаком.

Слайд 5.

- Каждому числу соответствует определённая буква. Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, над какой темой урока мы будем работать.

Слайд 6.

Дети расшифровывают тему урока “Задачи”

3. Сообщение темы урока.

Слайд 7.

Решение составных задач.

4. Устный счёт.

- Тест-контроль прошли успешно. К путешествию готовы. Но что это за преграда (ворота)?

Слайд 8.

- Чтобы войти нам в “Храм природы”, надо помнить о правилах поведения в лесу, открыть замочки на воротах, а ключами от них будут ваши правильные ответы.

Учитель показывает на пример у замочка, дети абаком показывают правильный ответ. Замочек переворачивается обратной стороной, и на нём появляется значок об охране природы.

20 : 5 Х 4 = 36; 4 Х 6 : 8=3; 28 : 7 Х 5 = 20; 8 Х (90-86) = 32.

Задача. У зайчихи осенью родились зайчатки.

Десять деток.
Да беда: наступают холода.
Помоги зайчихе посчитать,
Сколько варежек ей вязать?

Задача.

Растёт на полянке
Берёза, рябинка,
А рядом в сторонке
Трепещет осинка.
Рябинка повыше осинки немножко,
И хоть не на много, но ниже берёзки.
Какое же дерево выше всех, дети?
Какое всех ниже?
Кто быстро ответит.

Слайд 9. Проверка задачи (нажмите сначала на слово “Задача”, >, потом на пустое место).

Слайд 10.

5. Физминутка.

Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.

6. Работа по теме урока.

- Правила поведения в лесу мы все повторили, и хозяин леса приглашает вас войти под своды “Лесного храма” и полюбоваться его красотой.

А что даёт человеку лес?

1. Работа по учебнику. Коллективное решение задачи у доски с подробным разбором. (Учебник стр. 41 задача 2)

- Сколько звёздочек сделал мальчик? (6)

- Что сказано про хлопушки?

- Какой главный вопрос задачи?

- Можем ли мы сразу на него ответить?

Ученик у доски выполняет рисунок к задаче, краткую запись с подробным решением.

7. Закрепление новых знаний.

1. Дифференцированная работа по группам. Самостоятельное решение задач.

Первая группа самостоятельно решает задачу без краткой записи по действиям.

Слайд 11. “Ученики заготовили для птиц 9 кг семян липы, а рябины в 2 раза больше, чем липы. Сколько килограммов семян всего заготовили школьники?”

Слайд 12. Проверка самостоятельно по слайду.

1) 9х2=18 (кг)- рябины
2)18+9=27 (кг) – всего
9х2+9=27 (кг)

Ответ: 27 килограммов всего.

Вторая группа решает задачу по учебнику стр. 41 задача № 1 с предварительным разбором и схематич. чертежом. Проверка устно.

1) 6х3=18 ( р.) – в футбол
2) 18+6=24 (ч.) – всего
6х3+6=24 (ч.)

Ответ: 24 человека всего.

2. Работа с геометрическим материалом.

- Осенью люди сажают саженцы. Мы с вами сможем заняться полезным делом, посадив саженцы в лесу. Пусть наш лес будет ещё краше. Но прежде чем заняться посадкой, надо вычислить периметр участка, на котором будем высаживать саженцы. Каждая группа будет работать на своём участке.

Самостоятельное решение задач по группам.

Слайд 13.

1 группа. Длина участка 8 метров, а ширина в 4 раза меньше. Вычислите периметр участка.

2 группа. Решение задачи по краткой записи.

Д – 6 м
Ш – 4 м
Р - ? м

Проверка самостоятельно по слайду 14.

Слайд 14.

3. Решение примеров по учебнику. (Стр. 41 №5 (3))

- Перед посадкой саженцев вспомним правила порядка действий в примерах.

Один ученик решает у доски примеры с объяснением.

4. Парно-групповая работа.

- Сажать деревца удобнее вдвоём, помогая друг другу. Предлагаю выполнить работу в парах. На партах у вас карточки. Каждый выполняет свой вариант. Затем вам нужно найти выражения с одинаковыми значениями, соединив их стрелками. Решив примеры, вы узнаете, у какого дерева самый звонкий голос.

Слайд 15.

18 : 9 + 6 х 7 = 44

(100-76) : 8 = 3

(50-38) : 4 = 3

6 х 9 – 2 х 5 = 44

Слайд 16. Проверка самостоятельно.

5. Домашнее задание (разноуровневое).

- Вот и подошло к концу наше путешествие по осеннему лесу. Пора и домой возвращаться. Дома вы продолжите работу в своих дневниках наблюдений, выполнив задание по выбору.

Слайд 17.

1. Стр. 41 задача №3, задание на смекалку.

2. Стр. 41 задача №3, примеры №5 (1-2 столбик)

8. Рефлексия.

Слайд 2.

- Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Помогает ли математика в изучении природы? Какие математические знания и умения помогли вам ответить на данные вопросы? Кому на уроке было трудно? Кому легко? Покажите геометрическими фигурами.

Закончить наш урок мне хочется словами замечательного писателя Н. И. Сладкова “Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать”.

Слайд 18.

9. Оценки.

Литература

  1. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1995.
  2. Мокрушина О. А Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Моро М.И., Бантова М. А Математика. Учебник для 3 класса нач. школы. В двух частях, Ч.1 (Первое полугодие) – М.: Просвещение, 2008.
  4. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума: КН. Для учащихся. – М.: Просвещение: Учебная литература. 1197.
  5. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики, 2 кл. – M.: “Школа 200…”, 2002.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4 (презентация)