Основные положения теории электролитической диссоциации

Разделы: Химия


Задачи урока.

Образовательные: углубить представления учащихся о веществах и химических реакциях на основе знаний об электролитах, электролитической диссоциации, обучить умениям выражать сущность реакций диссоциации веществ ионными уравнениями.

Воспитательные: развить и закрепить представления о противоречии, как взаимодействии противоположностей; продолжить формирование таких мировоззренческих понятий, как “единичное”, “особенное”, “общее”, переход количественных изменений в качественные.

Развивающие: развить познавательный интерес учащихся, используя проблемные ситуации, умение сравнивать и делать логические выводы в процессе экспериментальных работ.

Девиз урока:

“В основе любого открытия лежит элементарная человеческая эмоция, именуемая изумлением”

Альберт Эйнштейн.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Тема и цели урока)

II. Актуализация внимания учащихся

1. Разминка (фронтальный опрос)

Вопросы:

  1. Как называется второй день недели?
  2. Когда Земля движется быстрее днем или ночью?
  3. О какой аллотропной модификации углерода мечтает каждая женщина
  4. Инициалы великого ученого химика создателя Периодического закона.
  5. Как называется расстояние от центра окружности до точки лежащей на ней.
  6. В дроби над чертой пишется ………….
  7. Химическая формула снега.
  8. Чем все живое дышит на земле?
  9. С какой буквы начинались имена трех поросят?
  10. Антоним слова “несчастье”
  11. Профессия человека получающего радость от практически ежедневного общения с детьми 6,5-17 лет.

2. Работа по группам.

1) Два ученика выполняют лабораторную работу по инструктивной карте. (Обязательный инструктаж по технике безопасности)

Инструктивная карта.

1) Из предложенных веществ с помощью прибора для определения электролитической проводимости веществ выберите электролиты и неэлектролиты. Набор веществ: дистиллированная вода, раствор гидроксида натрия, оксид кальция, раствор сахарозы, кристаллический гидрокарбонат натрия, раствор соляной кислоты.

2) На основании наблюдений заполните таблицу

  электролиты Неэлектролиты
Определение    
Тип химической связи    
Примеры веществ    

2.Химический диктант “ Оцени правильно утверждение”

  1. Все химические реакции протекают с одинаковой скоростью.
  2. Реакции, протекающие в однородной среде, называются гомогенными.
  3. Для данной химической реакции 2 СО(г)+ О2(г) = 2СО2(Г)
  4. закон действующих масс можно выразить: V= k*с(СО)*с(О2).

  5. Правило Вант-Гоффа: при повышении температуры на каждые десять градусов Цельсия скорость химической реакции увеличивается в 2-4 раза.
  6. Ферменты – это биологические катализаторы белковой природы.
  7. Для необратимых реакций действует правило Бертолле.
  8. При увеличении давления в системе химическое равновесие смещается в сторону больших объемов.
  9. С точки зрения физиков процесс растворения веществ является результатом диффузии.

Ответы: 25255525.

Ответы показывают классу два ученика-консультанта выполнявшие работу на боковых досках.

Результаты работы учащихся по инструктивной карте.

III.Изучение нового материала.

(Лекционная часть урока с использованием компьютерной технологии.)

Основные положения теории электролитической диссоциации.

В разработке основных положений ТЭД участвовали следующие ученые: С. Аррениус,

И. А. Каблуков, В. А. Кистяковский, Д. И. Менделеев.

I Положение: при растворении в воде электролиты диссоциируют на положительные и отрицательные ионы.

Слайд 1.

ИОНЫ —> КАТИОНЫ + АНИОНЫ

КАТИОНЫ: Na+,Cu2+, NH4+.

АНИОНЫ: Cl-, SO42-, NO2-.

II Положение: под действием электрического тока положительнозаряженные ионы двигаются к катоду, а отрицательнозаряженные к аноду. Слайд 2

катод (-) <— катионы(+)
электроды : : ионы
анод (+) <— анионы(-)

III Положение: причиной диссоциации электролита в водных растворах является его гидратация, то есть взаимодействие электролита с молекулами воды и разрыв химической в нем.

Слайд 3

NaCl+ m (H2O) <—> Na+ (H2O) x + Cl-(H2O) y.
HCl + m (H2O) <—> H+ (H2O) x + Cl-(H2O) y

В краткой форме:

NaCl == Na+ + Cl-
HCl == H+ + Cl-

IV. Положение:

Электролитическая диссоциация – процесс обратимый для слабых электролитов.

HNO2 <—> H+ + NO2-

V. Положение:

Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы.

Какая количественная величина характеризует диссоциацию веществ, факторы влияющие на степень диссоциации.

  • природа электролита;
  • температура;
  • концентрация вещества.

VI. Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.

Даны три группы уравнений диссоциации электролитов.

A B C
1) HCL = H+ + CL- 1) NaOH = Na+ + OH- 1) K3PO4=3K++ PO43-
2) HNO3= H+ + NO3 2)Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH- 2)NACL=Na++CL-
3) H2SO4= 2H+ + SO42- 3)KOH = K+ + OH- 3)CuSO4=Cu2++SO42-

Ответьте на следующие вопросы.

  1. Определите, к каким классам соединений относится вещества в каждой группе.
  2. Ответы.

    А – кислоты. В – основания. С – соли.

  3. Выявите общность диссоциации веществ в каждой группе.
  4. Что общего при диссоциации электролитов в группе А и С, в группе В и С.
  5. Пользуясь текстом учебника выпишите определение кислот, солей и оснований как электролитов.

VII. Закрепление.

Мини-тест (5–6 вопросов)

1 Электролиты, образующие при электролитической диссоциации в качестве катионов только катионы водорода, называются:

а) основаниями (щелочами);
б) кислыми солями;
в) кислотами;
г) основными оксидами.

2. Выделите вещество, при электролитической диссоциации которого образуется карбонат-ион:

а)K2SiO3;
б)Ca(NO3) ;
в)Na2CO3.

3. Определите формулы веществ, образующих при электролитической диссоциации гидроксид-ионы:

а)H2SO4;
б)KOH;
в)CH3COOH.

4. Выберите правильную запись уравнения диссоциации азотной кислоты.

а)HNO3>H+ + NO3-;
б)HNO3>H- + 3NO+;
в)HNO3>H- + NO3+;
г)HNO3>H+ + NO3+.

5. Укажите вещество, диссоциирующее в воде по схеме

Me2R3-2Me3++3R2-, где Me – металл, R – кислотный остаток.

а) силикат калия;
б) сульфат хрома(III);
в) нитрат железа(III);
г) оксид хрома(III).

6. Определите сложные анионы:

а) ион бария.
б) сульфат-ион.
в) сульфид-ион.

Ответ

1 – В 4 – Г
2 – В 5 – Б
3 – Б 6 – Б