Задачи урока.
Образовательные: углубить представления учащихся о веществах и химических реакциях на основе знаний об электролитах, электролитической диссоциации, обучить умениям выражать сущность реакций диссоциации веществ ионными уравнениями.
Воспитательные: развить и закрепить представления о противоречии, как взаимодействии противоположностей; продолжить формирование таких мировоззренческих понятий, как “единичное”, “особенное”, “общее”, переход количественных изменений в качественные.
Развивающие: развить познавательный интерес учащихся, используя проблемные ситуации, умение сравнивать и делать логические выводы в процессе экспериментальных работ.
Девиз урока:
“В основе любого открытия лежит элементарная человеческая эмоция, именуемая изумлением”
Альберт Эйнштейн.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Тема и цели урока)
II. Актуализация внимания учащихся
1. Разминка (фронтальный опрос)
Вопросы:
- Как называется второй день недели?
- Когда Земля движется быстрее днем или ночью?
- О какой аллотропной модификации углерода мечтает каждая женщина
- Инициалы великого ученого химика создателя Периодического закона.
- Как называется расстояние от центра окружности до точки лежащей на ней.
- В дроби над чертой пишется ………….
- Химическая формула снега.
- Чем все живое дышит на земле?
- С какой буквы начинались имена трех поросят?
- Антоним слова “несчастье”
- Профессия человека получающего радость от практически ежедневного общения с детьми 6,5-17 лет.
2. Работа по группам.
1) Два ученика выполняют лабораторную работу по инструктивной карте. (Обязательный инструктаж по технике безопасности)
Инструктивная карта.
1) Из предложенных веществ с помощью прибора для определения электролитической проводимости веществ выберите электролиты и неэлектролиты. Набор веществ: дистиллированная вода, раствор гидроксида натрия, оксид кальция, раствор сахарозы, кристаллический гидрокарбонат натрия, раствор соляной кислоты.
2) На основании наблюдений заполните таблицу
электролиты | Неэлектролиты | |
Определение | ||
Тип химической связи | ||
Примеры веществ |
2.Химический диктант “ Оцени правильно утверждение”
- Все химические реакции протекают с одинаковой скоростью.
- Реакции, протекающие в однородной среде, называются гомогенными.
- Для данной химической реакции 2 СО(г)+ О2(г) = 2СО2(Г)
- Правило Вант-Гоффа: при повышении температуры на каждые десять градусов Цельсия скорость химической реакции увеличивается в 2-4 раза.
- Ферменты – это биологические катализаторы белковой природы.
- Для необратимых реакций действует правило Бертолле.
- При увеличении давления в системе химическое равновесие смещается в сторону больших объемов.
- С точки зрения физиков процесс растворения веществ является результатом диффузии.
закон действующих масс можно выразить: V= k*с(СО)*с(О2).
Ответы: 25255525.
Ответы показывают классу два ученика-консультанта выполнявшие работу на боковых досках.
Результаты работы учащихся по инструктивной карте.
III.Изучение нового материала.
(Лекционная часть урока с использованием компьютерной технологии.)
Основные положения теории электролитической диссоциации.
В разработке основных положений ТЭД участвовали следующие ученые: С. Аррениус,
И. А. Каблуков, В. А. Кистяковский, Д. И. Менделеев.
I Положение: при растворении в воде электролиты диссоциируют на положительные и отрицательные ионы.
Слайд 1.
ИОНЫ —> КАТИОНЫ + АНИОНЫ
КАТИОНЫ: Na+,Cu2+, NH4+.
АНИОНЫ: Cl-, SO42-, NO2-.
II Положение: под действием электрического тока положительнозаряженные ионы двигаются к катоду, а отрицательнозаряженные к аноду. Слайд 2
катод (-) <— катионы(+)
электроды : : ионы
анод (+) <— анионы(-)
III Положение: причиной диссоциации электролита в водных растворах является его гидратация, то есть взаимодействие электролита с молекулами воды и разрыв химической в нем.
Слайд 3
NaCl+ m (H2O) <—> Na+ (H2O) x + Cl-(H2O)
y.
HCl + m (H2O) <—> H+ (H2O) x
+ Cl-(H2O) y
В краткой форме:
NaCl == Na+ + Cl-
HCl == H+ + Cl-
IV. Положение:
Электролитическая диссоциация – процесс обратимый для слабых электролитов.
HNO2 <—> H+ + NO2-
V. Положение:
Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы.
Какая количественная величина характеризует диссоциацию веществ, факторы влияющие на степень диссоциации.
- природа электролита;
- температура;
- концентрация вещества.
VI. Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.
Даны три группы уравнений диссоциации электролитов.
A | B | C |
1) HCL = H+ + CL- | 1) NaOH = Na+ + OH- | 1) K3PO4=3K++ PO43- |
2) HNO3= H+ + NO3 | 2)Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH- | 2)NACL=Na++CL- |
3) H2SO4= 2H+ + SO42- | 3)KOH = K+ + OH- | 3)CuSO4=Cu2++SO42- |
Ответьте на следующие вопросы.
- Определите, к каким классам соединений относится вещества в каждой группе.
- Выявите общность диссоциации веществ в каждой группе.
- Что общего при диссоциации электролитов в группе А и С, в группе В и С.
- Пользуясь текстом учебника выпишите определение кислот, солей и оснований как электролитов.
Ответы.
А – кислоты. В – основания. С – соли.
VII. Закрепление.
Мини-тест (5–6 вопросов)
1 Электролиты, образующие при электролитической диссоциации в качестве катионов только катионы водорода, называются:
а) основаниями (щелочами);
б) кислыми солями;
в) кислотами;
г) основными оксидами.
2. Выделите вещество, при электролитической диссоциации которого образуется карбонат-ион:
а)K2SiO3;
б)Ca(NO3) ;
в)Na2CO3.
3. Определите формулы веществ, образующих при электролитической диссоциации гидроксид-ионы:
а)H2SO4;
б)KOH;
в)CH3COOH.
4. Выберите правильную запись уравнения диссоциации азотной кислоты.
а)HNO3>H+ + NO3-;
б)HNO3>H- + 3NO+;
в)HNO3>H- + NO3+;
г)HNO3>H+ + NO3+.
5. Укажите вещество, диссоциирующее в воде по схеме
Me2R3-2Me3++3R2-, где Me – металл, R – кислотный остаток.
а) силикат калия;
б) сульфат хрома(III);
в) нитрат железа(III);
г) оксид хрома(III).
6. Определите сложные анионы:
а) ион бария.
б) сульфат-ион.
в) сульфид-ион.
Ответ
1 – В | 4 – Г |
2 – В | 5 – Б |
3 – Б | 6 – Б |