Цели урока:
- учить определять, какие существительные относятся к третьему склонению, и правильно склонять их. Закрепить знания о типах склонения имен существительных;
- развивать орфографическую зоркость. Обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи;
- воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм.
Оборудование: карточки со словами, проектор.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (Упражнение 288) (Слайд 1)
– Прочитать существительные 1 склонения.
– Прочитать существительные 2 склонения.
– Какие существительные относятся к 1-ому склонению?
– Какие существительные относятся ко 2-ому склонению?
3. Постановка цели урока.
– Сегодня мы будем учиться находить существительные 3-его склонения.
(Слайд 2)
4. Повторение изученного.
На доске записаны словосочетания:
– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.
ехали по ш…с…е
купил л…мон
вышел из м…тро
стоял на лес…нице
светит со…нце
(Закрываю существительные с предлогами)
– Ориентируясь на первое слово, напишите по памяти словосочетания полностью, вставляя пропущенные буквы.
Проверяем.
– Какие буквы вы вставили? Что вы можете сказать о словосочетаниях?
– Какими частями речи выражены слова в словосочетании?
– Что такое глагол?
– Что вы знаете о существительном?
– Укажите падеж имени существительного.
5. Минутка чистописания.
– На минутке чистописания мы будем писать две буквы.
Первая буква является непроизносимой согласной у существительного, стоящего в П.п. Вторая буква является безударной гласной у существительного в В.п.
Тт Ии
– Что вы можете сказать об этих буквах?
Придумайте какую-либо закономерность с этими буквами и запишите.
6. Изучение нового материала.
а) Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? (Слайд 3)
Тополь, корабль, учитель, лошадь.
Ягода, медаль, дорога, обезьяна.
Яблоки, гнёзда, тетрадь, ботинки
– В каждой строчке найдите лишнее слово. Запишите их.
– По какому признаку вы исключали слова?
– Что общего в записанных словах? (все слова относятся к 3-ему склонению)
-Как мы определяем существительные 3-его склонения?
б) Чтение правила в учебнике, с.17
– Ребята, так в какой форме мы можем узнать склонение имён существительных? (в форме И.п. ед.числа)
в) – Просклоняйте существительное лошадь. (На доске работает учащийся)
И.п. лошадь
Р.п. лошади
Д.п. лошади
В.п. лошадь
Т.п. лошадью
П.п. о лошади
– Что вы можете сказать об окончании существительного?
г) Составление таблицы.
– Какую таблицу можно составить к изученному материалу? ( Слайд )
падеж | 3 скл. |
И.п | |
Р.п. | – и |
Д.п. | – и |
В.п. | |
Т.п. | – ю |
П.п. | – и |
7. Физминутка.
– Я буду показывать слова. Если существительное 1 скл. – вы приседаете, 2 скл. – подпрыгиваете, 3 скл. – хлопаете.
Зима, улица, перо, дочь, минута, час, город, дерево, ночь, удочка, папа, дичь, степь, гнездо, пыль, арбуз, голубь, обувь, мать, мама.
8. Самостоятельная работа
.Склонение существительных по вариантам.
I в. – просклонять существительное медаль.
IIв. – просклонять существительное тетрадь.
Проверка. (Слайд)
– Какие окончания бывают у существительных 3-его склонения?
9. Игра – соревнование.
(Слайд )На картинке найти слова, обозначающие существительные 3 склонения и записать их.
Кто больше найдёт таких слов?
Проверка. (Слайд. Показывается та же картинка, только на ней написаны слова.)
10. Итог урока.
Тест. (Слайд)
– Выписать букву правильного ответа. В одном вопросе может быть несколько правильных ответов.
1.Что такое имя существительное?
б) Часть речи, которая обозначает действие
предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что
сделает?
я) Часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая?
Какое?
м) Часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы Кто? Что?
2.Как изменяются имена существительные?
к) по родам
о) по числам
ц) по падежам
3.Склонением называется изменение имён существительных
л) по падежам
в) по числам
4.Укажи, в каком падеже существительное не употребляется с предлогом
д) И.п.
ш) Р.п.
ж) Д.п.
з) В.п.
и) Т.п.
ю) П.п.
5.Найди имена существительные 3-его склонения.
л) огонь
м) пещера
е) жизнь
6.Какое окончание у существительных 3-его склонения в Р.п, Д.п. и П.п?
п) -е
о) -и
– Меняя буквы местами, составьте слово. (Молодец)
11. Дополнительный материал.
(Устно).Грамматическая задача.
Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки. (мышь)
– Придумать сказку про мышь.
Я начну “Жила-была мышь.
– Какого склонения существительное мышь?
Унюхала она однажды сыр.
– Какого склонения существительное сыр?
И хотела бы мышь перебраться к сыру во 2-ое скл., да нельзя. А не пускает её… Что? (женский род)
– Ребята. Помогите мыши перебраться к сыру. Подумайте, как это можно сделать.