Цель: Формирование у обучающихся умений и навыков перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
Задачи:
Обучающие:
- научиться применять умения и навыки из общеобразовательных предметов для решения упражнений по информатике;
- научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.
Развивающие:
- развитие логического и абстрактного мышления;
- развитие внимания;
- развитие памяти и воображения;
- развитие мелкой моторики;
- развитие практического математического мышления.
Воспитывающие:
- умение работать в коллективе, группе;
- оказывать взаимопомощь и контроль.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Структура урока:
- организация начала урока;
- проверка домашнего задания;
- сообщение темы урока и постановка цели;
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения на их закрепления;
- контроль и взаимоконтроль;
- задание на дом;
- итог урока.
Время | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность ученика |
940 | 1. Организация начала урока | Поздороваться с обучающимися и отметить отсутствующих. | Называют отсутствующих. |
941 | 2. Проверка домашнего задания | Вызывается к доске один ученик,
комментируя решение, делает записи на доске. По
окончании работы у доски школьник оценивается. Домашнее задание: Запишите в развёрнутом виде следующие числа: А10 = 564,76 = 5*102+6*101+4*100+7*10-1 +6*10-2 А2 = 10011,11 = 1*24+0*23+0*22+1*21+1*20+ +1*2-1+1*2-2 А3 = 121,22 = 1*32+2*31+1*30+2*3-1+2*3-2 |
Выходит к доске ученик и решает домашнее задание, остальные обучающиеся проверяют решение в тетради с решением на доске. |
946 | 3. Сообщение темы урока и постановка цели | Преподаватель проговаривает дату и
тему урока (слайд 1, см. Приложение
1). Формулируем цель и задачи урока. – В корзине лежат 1101 зелёных яблока и 101 красных яблок. Сколько всего яблок в корзине? |
Записывают дату и тему урока в тетради. |
Что необходимо сделать для того чтобы
решить данную задачу? – Сформулируйте цель нашего урока. |
Необходимо перевести числа из двоичной
с.с. в десятичную. Сформировать умения и навыки перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную. |
||
948 |
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования | – Правило перевода чисел из двоичной
системы счисления в десятичную: 1. Представьте число в развёрнутой форме; 2. Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления. Пример 1. Переведём число 100112 в десятичную систему счисления: 1. Запишем число в развёрнутой форме: 100112=1*24+0*23+0*22+1*21+1*20 2. Найдём сумму ряда: 24+21+20 = 16+2+1 = =1910 Ответ: 100112 = 1910 Пример 2. Переведём число 0,1102 в десятичную систему счисления: 1. Запишем число в развёрнутой форме: 0,1102=1*2-1+1*2-2+0*2-3 2. Найдём сумму ряда: 2-1+2-2 = 0,5+ 0,25= =0,7510 Ответ: 0,1102 = 0,7510 Пример 3. Переведём число 101,102 в десятичную систему счисления: 1. Запишем число в развёрнутой форме: 101,102=1*22+0*21+1*20+1*2-1+0*2-2 2. Найдём сумму ряда: 22+21+20 +2-1 =4+2+1+ +0,5= 7,510 Ответ: 0,1102 = 7,510 |
Обучающиеся записывают правила и примеры в тетрадь. |
1000 |
5. Упражнения на их закрепление | Вызывается к доске один ученик,
комментируя решение, делает записи на доске. По
окончании работы у доски школьник оценивается. Задание 1: Переведите из двоичной системы счисления в десятичную следующие числа: 11112, 0,1012, 11,012 Задание 2: В корзине лежат 1101 зелёных яблока и 101 красных яблок. Сколько всего яблок в корзине? |
Остальные обучающиеся работают в
тетради. Задание 1: 11112=1*23+1*22+1*21+1*20= 8+4+2+1=1510; 0,1012=1*2-1+0*2-2+1*2-3 =0,5+0,125 = 0,62510; 11,012 = 1*21+1*20+0*2-1 +1*2-2 = 2+1+0,25 = 3,25; Задание 2: 11012=1*23+1*22+0*21+1*20 =8+4+1 = 1310 1012 = 1*22+0*21+1*20 = 4+1=510 1310 + 510 = 1810 Ответ: 1810 яблок в корзине. |
1008 |
6. Контроль и взаимоконтроль | Класс делится на группы по 4 человека. Задание: Перевести координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную и построить на координатной плоскости по точкам рисунок. Перед проверкой после того тетрадные листки собраны сообщаются условия оценивания. Одна неправильно поставленная точка минус один балл. Оцениваются по пяти бальной системе. Во время работы преподаватель смотрит ход выполнения. См. приложение 1 |
На тетрадных листках в клеточку: выполняют перевод координат точек из двоичной системы счисления в десятичную. Отмечают точки на координатной плоскости и соединяют их отрезками. Полученный рисунок сверяют с рисунком преподавателя. |
1018 | 7. Задание на дом | Задание на дом: Переведите из двоичной системы счисления в десятичную следующие числа: 101012, 0,11012, 11010,1112 |
Записывают задание в тетрадь. |
1019 – 1020 | 8. Итог урока | Задаются вопросы:
|
Отвечают на вопросы. |