Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, с основными темами его творчества в последние годы жизни;
- воспитывать у детей уважение к классической музыке;
- учить гордиться русской музыкальной культурой;
- указать на место творчества П.И. Чайковского в духовной жизни нашего народа.
Оборудование:
- Портрет П.И.Чайковского;
- Презентация “Дом-музей П.И.Чайковского в Клину”;
- CD-диск “П. И. Чайковский. Жизнь и творчество”;
- Эпиграф классного часа:
Имя Чайковского близко и дорого человеку – оно звучит для нас, как символ величия и гуманистической силы искусства... В его гениальной личности счастливо сочетались природное дарование с неутомимой творческой энергией, заставлявшей его вновь и вновь обращаться к людям, говорить с ними языком своей музыки.
Д.Д. Шостакович
Содержание классного часа:
“Жизнь и творчество П.И.Чайковского в Клину”.
1. Вступление (слово учителя):
Город Клин – памятник российской истории и культуры.
Древний подмосковный город Клин расположен на пути из Москвы в Петербург. Богатая история города и его окрестностей как в капле воды отражает все значительные вехи отечественной истории и связана с именами многих выдающихся деятелей российского государства, его науки и культуры. Город Клин – один из признанных центров истории музыкальной культуры. Приезжая сюда, нельзя не зайти "в гости" к величайшему волшебнику русской музыки – в Дом-музей П.И.Чайковского. Здесь жил и творил гений русской музыки, творческий учитель многих поколений композиторов всего мира. В период жизни в этом доме и окрестностях Клина – Фроловском и Майданове – Петр Ильич написал многие из своих шедевров: симфонию "Манфред", оперу "Чародейка", увертюру-фантазию "Гамлет", Пятую симфонию, оперы "Иоланта" и частично "Пиковую даму", балет "Спящая красавица", балет-феерию "Щелкунчик", гениальную Шестую, Патетическую симфонию. Бережно хранят клинчане все, что связано с пребыванием Чайковского в их городе. В комплекс с Домом-музеем включен прекрасный концертный зал. Дом-музей Чайковского является не только мемориальным заповедником, но и значительным отечественным центром научной и филармонической деятельности. Лучшие музыканты-исполнители считают за честь выступать в городе, освященном памятью Петра Ильича.
2. Чтение стихотворения Вероники Долиной “Дом в Клину”.
Дом в Клину
Дом Чайковского в Клину – старая открытка.
Подержи меня в плену, старая калитка!
Помнишь, помнишь, как с утра пробегала бричка?
И по имени Сестра протекала речка?
Дух кувшинки от болот, дух пчелы – от меда.
Кто потом тебя поймет, русская природа?
Кто еще, спустившись в сад на заре дремотной,
Повернет скорей назад, к рукописи нотной?
Кто споткнется без причин, но найдет причину,
Увидав, как птичий клин сверху машет Клину?
Где подсвечник отразит лаковая крышка –
Там усталость погрозит, пальцам передышка.
Кто потом заплачет всласть над листом бумаги,
Где еще имеют власть точки и зигзаги?
Это птичье колдовство – вскрикнет и сорвется.
Эта клинопись его – музыкой зовется.
Вероника Долина
3. “Клинский период” – это почти девять лет жизни и творчества Чайковского. Это годы достижения наивысшего расцвета мастерства композитора, создания произведений, вошедших в мировую музыкальную сокровищницу.
Шел 1885 год... К этому времени Петр Ильич стал уже известным композитором. К нему тянулись многие молодые музыканты, авторитет его в Русском музыкальном обществе и консерватории был очень высок. Постановки на петербургской сцене опер “Орлеанская дева”, “Мазепа” и особенно “Евгения Онегина”, имевшего блестящий успех, вызывали повышенный интерес к творчеству Чайковского. Концертные исполнения его симфонических и камерных произведений, постановки опер, издательские дела призывали композитора то в Петербург, то в Москву. После ухода из Московской консерватории в 1878 году основным местом пребывания Чайковского стала Каменка на Украине, где жила его сестра А.И. Давыдова с семьей. Приезжая в Москву, Петр Ильич вынужден был останавливаться в гостиницах. Потребность быть “хоть где-нибудь у себя дома” зрела в композиторе уже несколько лет. Не владея капиталом, необходимым для покупки усадьбы, Чайковский искал возможность арендовать на длительный срок подходящее помещение в таком уголке, где все окружающее создавало бы условия, необходимые для творчества. Именно эта потребность и привела Петра Ильича к решению жить вне города. Слуга его Алексей Софронов, уроженец Клинского уезда, нанял дом в селе Майданове под Клином, в имении Новиковой, расположенном вблизи города. Это несомненно имело значение для композитора: Клин стоит на железной дороге Москва – Петербург, отсюда в любой день можно было поехать в одну из столиц. И близко, и не рядом.
А) Майданово: (“Я…создан для деревенской жизни…”)
В селе Майданово композитор поселился 5 февраля 1885 года. Усадьба была расположена на высоком берегу реки Сестры. За ней – леса, поля. Хотя шел февраль, стояли морозы, толстым слоем лежал снег, а в доме было не очень тепло и уютно, Чайковский удовлетворенно сообщал певице О. К. Павловской: “Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждался”. Тишина для творческого труда! В первые же дни приезда в Майданово Чайковский писал: “Какое счастье быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам!” “Музыкальные мысли, – говорил он, – зарождаются во мне как только, отвлекшись от чуждых моему труду соображений и забот, я принимаюсь за работу. Большинство мыслей, впрочем, возникает во мне во время моих ежедневных прогулок...”. С записной книжкой в руке, куда заносились все зарождавшиеся музыкальные образы, совершал Чайковский свои обязательные двухчасовые прогулки, невзирая на погоду. “Я... создан для деревенской жизни, мне необходимы такие прогулки, где бы я мог быть наедине с природой”. Выросший в глуши Прикамья, с раннего детства очарованный красотой русской природы, Петр Ильич писал: “...я всегда был и останусь безраздельным поклонником нашей скудной, но примиряющей и успокоительно действующей русской природы”.В Майданове, где композитор прожил до конца 1887 года, были созданы новая редакция оперы “Кузнец Вакула” (“Черевички”), симфония “Манфред”, опера “Чародейка”, пьеса для фортепиано “Думка”...
Звучит фрагмент из оперы “Чародейка”.
Б) Фроловское: (“Я совершенно влюблен во Фроловское…”)
Фроловское – прелестный уголок под Клином. Уединенная усадьба, дом со старинной мебелью, запущенный сад, переходивший непосредственно в лес, широкая даль – все радовало Петра Ильича, все было по сердцу. Во Фроловском он прожил три года, сюда возвращался из гастрольных поездок по Западной Европе, увенчанный лаврами как композитор и как дирижер. В мае 1888 года Чайковский писал: “Я совершенно влюблен во Фроловское... пойду гулять на полчаса, увлекусь и прогуляю иногда часа два”. Здесь написаны “Пятая симфония”, увертюра “Гамлет”, секстет “Воспоминание о Флоренции”. Петр Ильич мечтал даже купить “милое Фроловское”. Творчество Чайковского всегда было связано с глубочайшим мироощущением, создаваемым общением с природой. Жизнь зимой в деревне не пугала композитора. Каждое время года имело для Чайковского свою особую прелесть. “Люблю я нашу зиму долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!.. С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских птиц!” – так поэтично описал весну Чайковский. Весне, пробуждению жизни, любви посвятил он светлую музыкальную сказку-балет “Спящая красавица”.
Звучит фрагмент сказки-балета “Спящая красавица”.
В) Клин: (“Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь”)
В мае 1892 года Чайковский поселился в Клину, в доме, находившемся тогда в одной версте от города, у шлагбаума. Брату Анатолию он сообщил: “Я нанял дом в Клину для будущего житья... Из дома чудесный вид и при нем сад весьма достаточный”. “Здесь я гораздо больше у себя, а прогулок очень много и весьма удобно, ибо я живу на самом шоссе, так что и в дождь гулять могу, не утопая в грязи”,- писал он Ф. Г. Конради. Где бы ни жил Чайковский, всюду он устанавливал твердое расписание дня и неуклонно следовал ему. Так строилась жизнь и в клинском доме. “Моя система работы чисто ремесленная, то есть абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, без всякого к самому себе послабления”,- писал о себе Петр Ильич. “Вдохновение, это такая гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, кто ее призывает”.
4. Экскурсия по дому (показ презентации “Чайковский в Клину” происходит под звуки музыки из Шестой симфонии)
По большой лестнице посетители поднимаются на второй этаж, где расположены комнаты композитора. В прихожей можно познакомиться с личными вещами Чайковского, его одеждой, различными подношениями – свидетельствами любви и почитания его творчества. Через прихожую входим в кабинет-гостиную Петра Ильича. Здесь все сохранилось так, как было при хозяине. Все стоит на тех же самых местах, всех здешних предметов касались его руки. Лица родных, друзей, товарищей, учеников Петра Ильича глядят на нас со стен, говоря нам об исключительной сердечной памяти великого и скромного человека. Все картины и портреты развешаны согласно его желанию. За столом у окна написано много писем. Корреспонденция Петра Ильича дает нам возможность заглянуть в глубины глубин личности великого художница. Чайковский называл себя “мучеником почты”, но считал своим долгом отвечать на каждое письмо и помогать просящим. Корреспонденции чаще всего отводились послеобеденные часы, утренние же были самыми плодотворными, творческими. В летнее время день начинался в балконе-фонарике. Здесь, встречаемый утренним солнцем, Петр Ильич пил чай, просматривал почту, а после небольшой прогулки спешил к рабочему столу. Обед, затем небольшая прогулка, к вечеру – игра на рояле или чтение. Библиотечные шкафы Чайковского заполнены книгами самого разного содержания – художественная литература, естествознание, история, философия, книги на русском, французском, английском, итальянском и других языках. “Чтение, – говорил Петр Ильич, – есть одно из величайших блаженств, когда оно сопровождается спокойствием в душе и не делается урывками, а постоянно”. Читал он с карандашом в руках. На полях многих книг сохранились различные пометы, а также наброски, нотные эскизы задуманных произведений. Любовь к русской литературе, русским писателям побуждала Петра Ильича приобретать их сочинения и в переводах на иностранные языки. Выписывал он и различные журналы. Познакомившись с творчеством молодого Чехова, Петр Ильич сразу угадал в нем “будущий столп нашей словесности”. Глубоко чтил композитор Льва Толстого, с которым встречался в 1876 году. “Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают то великое, что дала человечеству Европа”,- сказал он о Толстом. В нотной библиотеке композитора партитуры опер Глинки, Римского-Корсакова, произведения многих великих музыкантов. Когда в Клин приезжали родные и друзья Чайковского, затевалось громкое чтение или игра на рояле, зачастую в четыре руки. Чайковский и сам играл новые, только что появившиеся или классические сочинения. Любимым его композитором был Моцарт. К нему Петр Ильич обращался, по-видимому, часто. На внутренней стороне переплета одной из тетрадей сочинений Моцарта Чайковский записал первые наброски пьес для фортепиано, соч. 72. За роялем, подаренным композитору фирмой Беккер, он проверял написанное, работал над переложением симфонических произведений. Уже давно нет Чайковского, но инструмент его не замолк: два раза в год – в день рождения и день памяти композитора – крышка рояля открывается, и выдающиеся пианисты, по установившейся традиции, исполняют в честь автора его великие сочинения. Каждые четыре года, когда в музей приезжают члены жюри и участники Международных конкурсов имени Чайковского, эта привилегия предоставляется лауреату. При жизни композитора в этом доме много гостей не бывало. Здесь царила тишина, та особая тишина, которой не мог “достаточно наслушаться” великий музыкант. Отходили на второй план впечатления от встреч с Дворжаком, Григом, Массне, от восторженных приемов в Петербурге, Одессе, Харькове... Скорее за рабочий стол, скорее положить на бумагу то, что выношено в сознании. Работал Чайковский в спальне за большим простым столом, у окна, за которым шелестят березы. Многие произведения написаны за этим столом, но главное – Шестая симфония. Об этом сочинении Чайковский говорил: “Я положительно считаю ее наилучшей и в особенности наиискреннейшей из всех моих вещей”. “Никогда в жизни я не был еще так доволен собой, так горд, так счастлив сознанием, что сделал в самом деле хорошую вещь”. Здесь написаны восемнадцать пьес для фортепиано, вокальный квартет “Ночь” на слова самого Чайковского, и шесть романсов, соч. 73 на стихи Д. Ратгауза. В этом доме были закончены работы над оперой “Иоланта” и балетом “Щелкунчик”, в октябре 1893 года была завершена инструментовка первой части фортепианного концерта, переделанного из незавершенной симфонии ми-бемоль мажор. Это произведение издано после смерти автора как Третий концерт для фортепиано с оркестром. Несмотря на постоянные разъезды, Чайковский за период, прожитый в клинском доме, создал много произведений. Видно, справедливы были его слова: “Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь”. Когда кончались часы, отданные творчеству, Петр Ильич после обеда отправлялся на большую прогулку. Ходил за Ямугу, за Щапово, знал, что такое Лисий нос, Сайкина горка, Никитский ключ. Страстный грибник, он знал все грибные места и приносил с прогулок множество белых грибов. За восемь лет он хорошо изучил окрестности Клина. Любил Чайковский по вечерам ходить “на линию” смотреть, как проходят курьерские поезда. Навещал композитор и некоторых клинчан. До болезненности застенчивый с людьми, равными себе по кругу, он охотно беседовал с клинчанами, с крестьянами сел, через которые ходил гулять. С большой теплотой вспоминали композитора не только общавшиеся с ним, но и те, кто только издали наблюдал за добрым барином в сером пиджаке. Его сердечность, готовность прийти каждому на помощь в беде, любовь Чайковского к деревенским ребятишкам, для которых карманы его одежды набивались сладостями и мелкой монетой, на многие годы сохранили о нем добрую память. В селе Майданове Петр Ильич добился открытия школы и оплачивал обучение ребят. Чудесные окрестности Клина, где лес чередовался с полями и лугами, где открывались поэтические дали, полюбились Чайковскому с первого года. Ходок он был превосходный – пройти десять-двенадцать километров ему ничего не стоило. Вернувшись с прогулки, можно было посидеть в саду, в беседке с книгой... Петр Ильич очень заботился о саде, часто сам сажал в нем цветы. “Цветы, при моем отъезде едва выходившие из земли, разрослись и радуют мои взоры; бесчисленное множество раз в течение дня брожу около них и наслаждаюсь их созерцанием...” – писал Петр Ильич Модесту Ильичу Чайковскому 17 июля 1892 г. В саду Дома-музея цветут ландыши – любимые цветы Чайковского, перенесенные из леса заботливой рукой его племянника, Ю. Давыдова.
5. Чтение стихотворения П.И.Чайковского “Любимые цветы”
Когда в конце весны в последний раз срываю
Любимые цветы, – тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю;
Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть.
Вот отцвели они. Стрелой промчалось лето,
Короче стали дни, умолк пернатый хор,
Скупее солнце нам дает тепла и света,
И разостлал уж лес свой лиственный ковер…
Я жду весны. И вот волшебница явилась,
Свой саван сбросил лес и нам готовит тень
И реки потекли, и роща огласилась,
И, наконец, настал давно желанный день!
Скорее в лес!.. Бегу знакомою тропою,
Ужель сбылись мечты, осуществились сны?
Цветы в саду растут, конечно, другие, но сохранились деревья, под сенью которых гулял композитор. Если бы они могли говорить, сколько бы рассказали они нам о раздумьях великого маэстро, о тех мелодиях, что слышались ему в шелесте их листвы, в дуновении ветерка... Писатель Н. Телешов, посетивший Дом-музей, оставил запись: “Все, вместе взятое: и самый дом, где жил Чайковский и где создавалась его Шестая симфония, и зеленый сад с тенистыми дорожками, по которым бродил Петр Ильич, может быть, переживая именно здесь творческие муки и наслаждения зарождавшегося произведения,- все это слилось для меня в единое впечатление тихой душевной радости, словно я приблизился к целой группе великих и крупных людей века, чьими талантами и чьим искусством бывает светла наша жизнь... Брожу по музею – и передо мной встают чудесные образы минувшего, а за окнами сияет летний день, тихо шумят зеленые ветви, и птицы поют свои вековечные песни”. 7(19) октября 1893 года Чайковский покинул Клин. Зима предстояла нелегкая: концерты в Петербурге, Москве, постановка оперы “Иоланта” в Большом театре, гастроли в Одессе, Франкфурте, Лондоне, Гельсингфорсе... А сколько было творческих планов! Оперы русская и французская, концерт для флейты, что-то для виолончели... Недаром Чайковский говорил, что ста жизней не хватит, чтобы осуществить все его планы. И они остались неосуществленными. 16 (28) октября композитор продирижировал первым исполнением Шестой симфонии, а 25 октября (6 ноября) 1893 года его не стало. Собственного дома у Чайковского никогда не было, но дом в Клину известен почитателям таланта композитора во всем мире. Родные композитора, позаботившись о создании в доме музея, превратили его в первый русский мемориальный музыкальный музей: дом выкупили у его владельца, сделали пристройку, чтобы сохранить в полной неприкосновенности комнаты Петра Ильича. Умирая, Модест Ильич Чайковский, владелец музея, завещал его Русскому музыкальному обществу. Это спасло Дом-музей от превращения в частную дачу. Сохранен кабинет Модеста Ильича, где была написана первая биография П. И. Чайковского и положено начало архива музея.
6. Подведение итогов классного часа может пройти в виде беседы с учащимися или в виде викторины (см. Приложение 2).