Цель:
- сформировать у обучающихся образы разных жителей Московского государства:
- воспитывать уважительное отношение детей к опыту и жизни наших предков, которые много сил потратили на обустройство России;
- познакомить с важной вехой показателя развития культуры – книгопечатанием.
Оборудование: цветные карточки для деления на группы, энциклопедия “Я познаю мир”, сетка кроссворда.
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс разбит на группы , каждая имеет свое название
- 1-я – дворяне
- 2-я – бояре
- 3-я – крестьяне
- 4-я – стрельцы.
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания через разгадывание кроссворда.
- Фамилия великого художника , который жил в то время, когда из множества русских княжеств начинало собираться государство Московское.
- Что нужно было сделать русским князьям для освобождения от ордынского ига?
- Фамилия основателя Троицкого монастыря.
- Имя князя, который поднял Русь против Орды.
- Так называлось поле , где встретились для сражения ордынские и русские воины.
- Имя знаменитого ордынского богатыря-великана.
- Как звали воина-монаха, который вступил в поединок с татарским воином перед битвой на Куликовском поле?
- Имя ордынского полководца.
- Имя правнука Дмитрия Донского , который в конце 15– в.стал именовать себя Великим государем всея Руси
- Он был изображен на печати Великого государя.
Каждая группа представляет свою работу.
III. Постановка проблемного вопроса.
– Как жили люди во времена Московского государства?
(Предположения детей).
IV. Открытие новых знаний.
Работа с учебником. Анюта и Илюша за городом .
Мудрость человеческая в пословицах и поговорках
– Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они появились во времена , когда еще не было письменности. Из бездны времен дошли до нас “радость и страдания людей , смех и слезы, любовь, гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, труд и лень.”
1-е задание для групп.
Объяснить смысл пословиц на стр. 9
Каждая группа объясняет одну пословицу.
– А что за люди тогда жили?
2-е задание для групп.
Отыскать сведения о жизни:
– дворян
– бояр
– крестьян
– стрельцов
Работа в группах ведется по страницам учебника и книгам “Я познаю мир”.
Презентация каждой группы. Создание словаря.
V. Сообщение о возникновении книгопечатания.
– А много тогда книжек продавали?
Рассказ подготовленного ученика о появлении книгопечатания.
(“Начальная школа плюс До и После” №3 \03)
VI. Итог урока .
– Проделав долгий путь по “реке Времени” мы познакомились с разными сословиями , услышали, как жили люди Московского государства.
– Расскажите, чем же славились наши предки?
VII. Самооценка.
На “реке Времени” дети располагают кораблики.
– Если вы считаете, что работали хорошо, возьмите красный кораблик: если старались, но что-то не получилось – синий кораблик: если работа не удалась – зеленый кораблик.
– Каких корабликов больше?