Цели игры:
- развитие интереса к предмету;
- расширение знаний по предмету;
- формирование творческих способностей: логического мышления, смекалки;
- содействие воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств (ответственности, чести, долга).
Правила игры:
- Игра проводится в два тура: отборочный и основной.
- Ведущий – учитель или учащийся 10 (11) класса.
1. Отборочный тур.
Из класса выбираются 6 человек, которые будут составлять команду.
Для этого необходимо решить задачи отборочного тура. 6 задач – 6 человек.
Кто первый решит задачу, тот и войдет в команду. Остальные учащиеся будут
зрителями-болельщиками.
2. Основной тур.
Команда встает полукругом, лицом к зрителям.
Каждому игроку выдают чистые листы бумаги и фломастер для голосования.
Ведущий по очереди задает вопрос каждому игроку, на который необходимо сразу дать ответ. В случае верного ответа игроку зачисляется балл, а если игрок ответил не верно, то ведущий называет правильный ответ.
Основной тур состоит из 4 раундов и заключительного раунда.
Для подсчета баллов необходимо выбрать счетную комиссию из 2 человек.
1 раунд
Всего 12 вопросов. Каждому игроку задают по 2 вопроса. Затем счетная комиссия называет количество баллов каждого игрока. На листочках участники пишут имя того игрока, которого считают “слабым звеном”. Тот, против которого проголосовало большинство, выбывает из игры.
2, 3, 4 раунды проводятся аналогично.
Во 2 раунде 10 вопросов, в 3-м – 8 вопросов, в 4-м – 6 вопросов. После каждого раунда выбывает один участник.
Примечание:
- Нельзя голосовать против себя.
- Нельзя голосовать против игрока, ответившего правильно на оба вопроса.
Заключительный раунд:
Соревнуются два оставшихся игрока.
Ведущий каждому задает по три вопроса (более сложные).
На ответ дается больше времени(2 или 3минуты).
Победит тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов.
Подведение итогов:
Победитель награждается грамотой.
Все игроки получают сладкие призы.
Задачи для отборочного тура.
1. Представьте число 31 пятью тройками.
[33 + 3 + 3 : 3; 33 – (3 + 3) : 3]
2. Переложите 2 палочки, чтобы получилось верное равенство.
V I + X = III
[V II = X – III]
3. Магический квадрат
18 | 14 | |
15 | ||
16 | 12 |
4. Решите числовой ребус.
* 0 * 3 *
3 * 0 * 4
1 8 9 9 050034
31044
18990
5. Запишите наибольшее число при помощи трех цифр.
[]
6. Брат и сестра получили в наследство 90 рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 рублей, то брат окажется вдвое богаче сестры. Сколько денег в наследство досталось брату и сколько сестре?
[40 руб. и 50 руб.]
Вопросы для 1 раунда.
- Назовите науку о числах. (Арифметика)
- Какая из перечисленных единиц длины короче ярд или метр? (Ярд = 91 см)
- Какое число называют дюжиной? (12)
- В какой области наук не присуждают Нобелевскую премию? (Математика)
- Геометрию какого ученого древности до сих пор изучают в школе? (Евклида)
- Русский математик – создатель неевклидовой геометрии. (Лобачевский)
- Как раньше назывались 10 копеек? (Гривенник)
- Назовите, чему равны стороны египетского треугольника? (3, 4, 5)
- Как называется число 1012 биллион или триллион? (Триллион)
- Где были изобретены современные цифры и современная система счисления? (Индия)
- Какой буквой алфавита древние римляне обозначали тысячу? (М)
- Как с латинского переводится “дискриминант”? (Различитель)
Вопросы для 2 раунда.
- Какая единица для измерения массы соответствует 16 кг 400 г фут или пуд? (Пуд)
- Является ли слово дискант математическим термином? (Нет)
- Кому принадлежат эти строки: "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит"? (Ломоносову)
- Наименьшее простое число? (2)
- Назовите первую женщину – математика: Нетер, Ковалевская, Гипатия. (Гипатия)
- Кто из великих русских писателей занимался составлением арифметических задач? (Толстой)
- Является ли число 0 целым? (Да)
- Как называются цифры второго разряда в записи натурального? (Десятки)
- На какой угол поворачивается солдат по команде "кругом"? (1800)
- Отрезок, имеющий две общие точки с окружностью? (Хорда)
Вопросы для 3 раунда.
- Во сколько раз 16 этаж выше 4? (В 5 раз)
- Является ли "точка" старинной русской единицей длины? (Да)
- Три сотни умножили на две сотни. Сколько будет сотен? (600 сотен)
- Как называется раздел геометрии, занимающийся изучением плоских фигур? (Планиметрия)
- Сколько нулей в конце произведения последовательности чисел от 1 до 10? (2)
- Какова высота секвойи (самого высокого дерева в мире) – 5о или 100м? (100 м)
- Старая денежная единица, равная 3 коп. (Алтын)
- От какого слова происходит название цифры "нуль"? Пусто или мало? (Пусто)
Вопросы для 4 раунда.
- В какой стране впервые появились отрицательные числа: в Древнем Египте или в Древнем Китае? (Древний Китай)
- Масса бидона с молоком 32 кг, без молока 2 кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину? (17 кг)
- Существует ли треугольник со сторонами 10 см, 5 см, 4 см? (Нет)
- Сколько корней у биквадратного уравнения? (Не более 4)
- Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (4 кг)
- Как называется знак для извлечения квадратных корней? (Радикал)
Дополнительные вопросы:
- Какое слово из 11 букв все отличники пишут неправильно? (Неправильно)
- Сколько концов у 5-ти с половиной палок? (12)
- Как назывались древние счеты у греков и римлян? (Абак)
Вопросы для заключительного раунда.
- В каком городе состоялось I Всероссийская математическая олимпиада? (Тбилиси)
- Автор первого русского учебника математики. (Магницкий)
- Что означает в переводе с греческого слово "пропорция"? (Музыка)
- Какой гвоздь труднее вытащить: круглый, квадратный или треугольный, если они забиты одинаково глубоко и имеют одинаковую площадь поперечного сечения? (Треугольный)
- Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника? (3)
- Во сколько раз увеличится двузначное число, если к нему приписать такое же число? (В 101 раз)
Используемая литература:
- Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная арифметика.
- Д.В. Клименченко. Задачи по математике для любознательных. – М.: Просвещение, 1992.
- А.Шатилова, Л. Шмидтова. Занимательная математика.– М.: Айрис. Пресс, 2006.
- Математические выпуски газеты “Первое сентября”.