Цели урока:
- Сформировать у учащихся понятие кодирование, ввести понятие декодироние.
- Научить учащихся кодировать и декодировать с помощью основных способов кодирования: чисел, букв, знаков, цвета, изображений.
- Продолжить работу по формированию навыка пользования манипулятором мышь.
Оборудование:
- Компьютеры, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
- Презентация Power Point для объяснения нового материала. (Приложение 1)
- Таблицы для групп учащихся для декодирования темы урока. (Приложение 2)
- Учебник-тетрадь “Информатика в играх и задачах” для 2 класса под редакцией Горячева А.В..
- Программа: Мир информатики (3-4 год) компании “Кирилл и Мефодий”.
План урока:
- Оргмомент.
- Актуализация знаний
- Целеполагание.
- Изучение нового материала
- Первичное закрепление знаний. Работа за ПК и в тетради.
- Обобщение знаний.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент. (слайд №1).
Прозвенел звонок,
Нам пора начать урок.
2. Актуализация знаний.
Беседа:
- Рассмотрите листочки, которые лежат на ваших партах. (Приложение 2) и таблицу на доске (слайд №1 – таблица появляется при щелчке мышкой)
- Назовите множества, изображенные в карточке. (Множество стрелочек и множество букв).
- Они как-то связаны между собой? (Да. Каждой букве соответствует стрелочка).
- Приведите примеры. (Например: букве Л соответствует … стрелочка, … стрелочке соответствует буква У).
- Как называется такая операция с множествами, когда элементам одного множества соответствует элемент из другого множества? (Отображение).
- Знания прошлого урока вам пригодятся для определения темы сегодняшнего урока. Она закодирована и записана на доске (слайд №2).
- Работа в группе по 3-5 человек:
- Для этого воспользуйтесь предложенными таблицами и определите тему урока. Время работы: 10 минут.
По истечении времени проверить результаты работы групп. Тема урока – КОДИРОВАНИЕ. (слайд №2 – тема появляется при щелчке мышью).
3. Целеполагание.
Беседа:
- Какие вопросы у вас возникают, когда слышите это слово – тему урока. (Выслушать мнения детей. Например: Что это? Как, чем, с помощью чего кодируют? Где используют?)
- В какой последовательности будем отвечать на вопросы? (Пронумеровать вопросы).
- Кто или что поможет вам ответить на вопросы? (Мнения учащихся выслушать: учебник-тетрадь, учитель, ПК).
4. Изучение нового материала.
Беседа:
- Как вы понимаете термин КОДИРОВАНИЕ? (Мнения учащихся выслушать: шифровки, шпионы, помощь, секрет, почта, светофор).
- А что по этому поводу думает компьютер? Воспользуемся его подсказкой.
- Послушайте, как определяет КОДИРОВАНИЕ компьютер. (СD: Мир информатики 4 год обучения: “Кодирование как способ обработки информации”). Время прослушивания: 1,5 минуты.
- Изменилось ли у вас понимание термина КОДИРОВАНИЕ? Что именно?
- Что такое КОДИРОВАНИЕ? (Мнения учащихся выслушать).
Обобщение: Кодирование – это способ представления информации с помощью специального набора символов. (слайд № 3).
5. Первичное закрепление знаний.
Беседа:
- А вы умеете кодировать? Хотите научиться? (Да, нет).
Предлагаю это сделать самостоятельно в 2 группах: одна группа – в тетради, другая - за ПК, а затем – поменяемся. Время выполнения: 10 минут. (слайд № 4)
Работа за ПК: |
Работа в тетради с 20-21: |
|
|
7. Обобщение знаний.
- Какой № выполнял …?
- Как, с помощью чего закодирована информация в №… в тетради? (№46 – изображения, № 47 – слова, буквы, №48 – цвет, буквы, №49 – цвет, стрелочки).
- Как, с помощью чего закодирована информация в заданиях ПК? (Изображения)
- Так с помощью чего можно закодировать информацию? (Буквы, слова, цифры, цвет, изображения, знаки). (слайд №5)
7. Итог урока
Беседа:
- Вернемся к вопросам, которые ставили перед собой в самом начале урока.
- На все вопросы удалось найти ответ? (Да – на вопросы: Что это? Как, чем, с помощью чего кодируют? Нет - на вопрос: Где используют?)
- Где применяют кодирование в жизни? (слайд №6). Учащиеся приводят примеры из жизни и комментируют изображения на слайде, появляющиеся при щелчке мышкой.
- Как вы расшифровали эти закодированные изображения? Мнения учащихся.
Обобщение: Декодирование – это операция или действие, обратное кодированию. (слайд №7).
- Ребусы хороший способ проверить умение декодировать. (слайд №8). (Можно организовать как проверочную работу).
- Ребусы можно составить самим и я предлагаю вам сделать это дома.
8. Домашнее задание.
- Придумать свои ребусы и оформить их на любом носителе информации: бумажном или электронном;
- Возможный алгоритм действий (слайд №9):
- Придумай объект, который решил закодировать;
- Подбери подходящие цифры, буквы, знаки, изображения;
- Составь ребус.
- Предложи разгадать его родным и друзьям.
- Примеры ребусов посмотрите на слайде. (слайд №10).
(На следующем уроке из работ учащихся можно организовать выставку или разгадать ребусы в качестве проверки домашнего задания).
Спасибо за урок. Урок окончен.