- Опишите небесное явление. Потребуйте объяснения природы явления.
- С помощью фонарика и мячика пронаблюдайте, как отражает свет мячик. ( - Что само светит, а что отражает свет?)
- Вырежьте круги из бумаги. Обозначьте планеты и звезды буквами. “С” Солнце, “З” - Земля, “Л” - Луна. На одном краю Земли нарисуйте наблюдателя.
- Разместите на доске произвольно модели небесных тел.
- Определите “освещенную” зону, приложив две линейки к Солнцу и Земле. (Луне) Проверьте, попадет ли точка с наблюдателем в “освещенную” зону.
- Как располагаются солнечные лучи?
- Какая часть планеты оказалась в тени?
- Используйте дополнительный набор моделей для фиксации “освещенной” зоны и тени.
- Поставьте проблемный вопрос: Как должны двигаться Солнце и Земля, (С-Л-З), чтобы…
- наблюдать смену дня и ночи;
- с Земли наблюдать фазы Луны;
- солнечное и лунное затмения.
- Организуйте работу детей в группах по выдвижению гипотез, составлению объяснительных схем. (Гипотезы выкладываются в виде схем взаимного движения на бумаге (доске))
- Вынесите схемы на доску для обсуждения. Выясните:
- все ли понимают, что изображено на схемах;
- уточните, что хотели показать;
- помогите сделать точно;
- уберите одинаковые схемы, оставьте только те, которые нужно оценить;
Правильная схема располагается последней.
- Выберите критерии оценки схем.
- Какой должна быть схема, чтобы мы сказали, что она правильная? - Оцените и выберите правильную гипотезу. Любую схему нужно материализовать в конструкцию.
- Выведите детей на “живые модели”.
- Как будем определять правильность схемы? Только смотреть на схемы и пытаться понять как…? есть ли…?
Уточните роль и работу каждого участника.
- Кто отвечает за сообщение о том, светло или темно?
- Выбор правильной схемы.
- Оценка схем в рабочей тетради в парах (Закрепление). Для развернутого моделирования использовать модели из конструктора, фонарики и мячики.