Цель:
- познакомить учащихся с понятием “кодирование” и рассмотреть различные способы кодирования информации.
Задачи:
- образовательная – формировать понимание относительности системы условных обозначений, формирование умения кодировать и декодировать информацию;
- развивающая - развивать интерес к способам кодирования, логическое мышление, памяти, восприятие;
- воспитательная – воспитывать информационную культуру учащихся, воспитывать устойчивое внимание при выполнении практических заданий.
Тип урока:
- урок-знакомство,
- изучение нового материала.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация (Приложение 1);
- карточки для закрепления знаний (Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент – 1 мин.
Сообщение темы и цели урока.
(На интерактивной доске первый слайд мультимедийной презентации с темой урока.) (слайд 1)
II. Объяснение нового материала – 25 мин.
Компьютер воспринимает информацию в виде двоичного кода: 0 и 1. Человек же кодирует информацию другими способами. Таких способов большое количество. Чаше всего способы кодирования (шифры) используют в период войн.
Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей.
Изобретением и использованием шифров занимается криптография. (слайд 2)
Самый простой способ шифрования без ключа – это кодирование перестановкой. Попробуем расшифровать несколько закодированных слов. (слайд 3)
(Каждый ученик у доски расшифровывает по одному слову.)
На флоте распространен шифр – Азбука Морзе. Азбука Морзе – это неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире). (слайд 4)
Давайте рассмотрим этот вид кодировки и поработаем с ним.
(Вместе с учениками учитель выполняет кодирование и декодирование информации.)
Еще один способ кодирование – кодировочная таблица, первая цифра кода этой таблицы соответствует номеру строки, вторая – номеру столбца. (слайд 5)
Ребята, закодируйте фразу, и расшифруйте текст. (Один из учеников кодирует фразу у доски, второй ученик – расшифровывает текст. Все остальные ученики помогают.)
Один из самых первых известных методов шифрования носит имя римского императора Юлия Цезаря (I век до н.э.). Шифр Цезаря реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, который считается написанным по кругу, то есть буква Я заменяется буквой А. (слайд 6)
Выполним задание на использование этого шифра.
(Вместе с учениками учитель выполняет кодирование и декодирование информации.)
Шифры замены: каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из соответствующего столбика кодировочной таблицы. (слайд 7)
Шифрование в древние времена
В ручных шифрах древних времен часто использовались таблицы, которые дают простые шифрующие процедуры перестановки букв в сообщении. Ключом в них служат размер таблицы, фраза, задающая перестановку или специальная особенность таблиц. (слайд 8)
Например, сообщение НЕЯСНОЕ СТАНОВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ НЕПОНЯТНЫМ записывается в таблицу по столбцам. После того, как открытый текст записан колонками, для образования шифровки он считывается по строкам. Если его записывать группами по 5 букв, то получится: НОНСБ НЯЕЕО ЯОЕТЯ СВЕЛП НСТИЩ ЕОЫНА ТЕЕНМ.
Для использования этого шифра отправителю и получателю нужно договориться об общем ключе в виде размера таблицы. Объединение букв в группы не входит в ключ шифра и используется лишь для удобства записи несмыслового текста.
III. Закрепление полученных знаний – 16 мин.
Индивидуальная работа учащихся по карточкам (Приложение 2).
- Ребята, расшифруйте и закодируйте данные на карточках.
IV. Домашнее задание – 3 мин.
- Закодируйте свое имя и фамилию несколькими видами шифров.