Каждому учителю выпускников начальных классов знакомо чувство тревоги, которое поселяется и живет в нашем сердце весь 4 класс и обостряется 1 сентября нового учебного года, когда с праздничной линейки твои ученики уходят с другим учителем, в иную жизнь. И каждый из нас готов сделать все, чтобы как можно быстрее новые учителя стали для них любимыми, а классные комнаты – “родным домом”. Как помочь пятиклассникам адаптироваться в новых жизненных условия? А если это не просто пятиклассники, а “занковцы”, со своим мнением, которые умеют не только рассуждать, но и спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Каждый из них – личность, индивидуальность.
Как же добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в основной школе? Как не допустить проявления дезадаптации в связи с переходом к новой ситуации, другим условиям жизни?
Возникает необходимость решать эти вопросы. Специально разработанных технологий нет, поэтому мы можем создавать только условия для их образования. Считаю, что одним из средств решения проблемы преемственности является портфолио.
Заявленная проблема является актуальной, еще и потому, что мир находиться в стадии перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному).
Новая эпоха уже сформулировала свой социально-педагогический заказ. Ей нужны люди с типом сознания основанном на гуманных, экологических императивах, несущих индивидуальную ответственность за свои поступки.
И в государственных документах мы читаем не о триаде, свойственной традиционной системе образования: послушание, повторение, подражание, а о таких приоритетах, как креативность, способность к аналитической деятельности, коммуникативная грамотность, способность к саморазвитию. Чтобы этими качествами обладали выпускники школы, именно на их развитие должна быть нацелена вся образовательная система.
В настоящее время все чаще и чаще идут разговоры о безотметочном обучении в начальной школе. Нам, учителям начальных классов, нужно при таком обучении не только поддерживать, но и развивать интерес к учению, чтобы быть готовыми к такай инновации. Думаю, что и тут портфолио придет на помощь.
На основе опыта учителей города Волгограда мной была адаптирована программа “Портфолио в начальной школе”.
Цель этой программы: обучение учащихся начальных классов технологии работы с портфолио.
Портфолио является не только совместной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- Поддерживать высокую учебную мотивацию.
- Поощрять активность и самостоятельность.
- Расширять возможности обучения и самообучения.
- Формировать адекватную самооценку.
- Развивать навык рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.
- Формировать умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Решая поставленные задачи, стараюсь сохранить психическое здоровье детей.
Предполагаемый результат:
- Смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет на то, что он знает и умеет.
- Сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с возможностями; принимать правильное самостоятельное решение, а также систематизировать, анализировать собранный материал; повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности.
Основным инструментом программы являются 2 рабочие папки ученика: Портфолио-1 (портфолио педагогических и психологических диагностик); Портфолио-2 (состоит из 6 разделов).
1. Разрешите представиться
– Мой портрет в лучах солнца.
– Резюме.
– Эссе.
– Мои мечты, увлечения, друзья.
– Значимые люди для меня.
– Сочинения “Моя мама”, “Моя семья”.
– Я в школе.
– Мои задачи на новый год.
2. Копилка
– Творческие работы.
– Сообщения.
– Инструкция “Работа с тетрадью”.
– Памятки.
– Полезная информация.
– Советы учителя “Секреты успеха на уроке”.
3.Мои результаты
– Контрольные работы, конкурсы, олимпиады.
– Моя успеваемость.
– Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях.
– Развитие общеучебных умений и навыков.
4. Я хочу научиться
– Я хочу. Мне надо. Поэтому я буду.
– Я сейчас. Я через 15 лет.
– Сочинение “Кем быть”.
5. Мои достижения
– Я на лестнице успеха.
– Грамоты.
– Дипломы.
– Благодарности.
– Похвальные листы.
– Сертификаты.
6. Самоанализ. Отзывы. Рекомендации.
– Отзывы родителей. (“Мой ребенок”. Наблюдения и выводы.)
– Рекомендации учителя (Ответное слово о личностном росте учащегося за год).
– Самоанализ по итогам года (в виде сочинения “Как я изменился за этот год).
В начале каждой четверти провожу классный час “Мои успехи. Неудачи. Планы на будущее”.Постараюсь описать фрагменты.
По итогам четверти заполняем сводную таблицу “Наша успеваемость во 2 четверти”.
Дети отмечают свою успеваемость во2 четверти на странице портфолио.
Подводим итоги “Наше участие в школьных праздниках и мероприятиях” (сводная таблица).
Каждый ученик отмечает свое участие во внеклассной работе.
Подсчитываем баллы.
Награждение (похвальные листы, грамоты, благодарности).
Оцениваем наш класс на “лестнице успеха” (учитель + дети) и я “на лестнице успеха”.
Сравниваем поставленные цели во 2 че6тверти со своими достижениями.
Обмен мнениями.
Предлагаю советы “Секреты успеха на уроке”.
Заполняем анкету “Развитие ОУУН”.
Ставим цели на новую четверть.
Выполняем методику “Значимые люди для меня”.
– Кто из значимых людей поможет вам достичь своих целей?
Обмен мнениями.
Привожу цитату В.А. Сухомлинского “Поставь перед собой 100 учителей они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя, сам требовать”.
Реализация этой программы позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности, практически приобретенные знания и умения.
Портфолио “работает” на перспективу, помогая преемственности при переходе в среднее звено. В 5 классе новому классному руководителю Портфолио поможет заочно (за лето) познакомиться с каждым учеником. Очное знакомство будет легким, адаптационный период станет более безболезненным.
Очень хочется, чтобы работа с портфолио продолжалась и дальше. Структура его может меняться и строиться уже конкретно по предметным областям, с учетом участия каждого учащегося в групповой работе, с доказательствами в виде фотографий, аудио-, видео-записями. Это уже будет зависеть от нового учителя, классного руководителя, которые совместно с детьми продумают новые рубрики в разделах, новые критерии для определения качества материалов портфолио.
Листая страницы портфолио, новые учителя и классный руководитель увидят интеллектуальное развитие ученика (мыслительные навыки, навыки принятия решений).
Портфолио позволяет выявленные сильные стороны ученика, учитывать при выборе новых тем проектов, так же обращает внимание на слабые стороны ученика, над которыми нужно работать.
Портфолио позволяет организовать сотрудничество, наладить обратную связь учителя с учениками, а у ребят появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
Давайте вместе поддерживать “дух творчества” в наших детях!