- Понятие об уроке технологии.
- Типы и структура урока технологии. В методике преподавания технологии выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок- лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.
- Учебно-дидактическое обеспечение уроков. Планирование-основа правильной организации воспитательного процесса. Планирование бывает перспективное и текущее.
Цели:
- определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них.
- наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ.
- наметить соответствующие формы и методы обучения.
- обеспечить преемственность в обучении.
Перспективный план отражает:
- Объект труда
- Практическую работу
- Домашнюю подготовку учащихся
- Технические средства обучения
- Раздаточный материал
- Учебно-наглядные пособия
- Лабораторные работы
- Контрольные работы, зачеты, защиту проектов
- Инструктаж по технике безопасности
Хороший план-конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.
4. Алгоритм составления плана – конспекта занятия по “Технологии”.
Раздел 1. Дидактическое обоснование урока.
Раздел.2. Варианты конструирования развивающих целей.
Раздел.3. Варианты конструирования воспитательных целей.
Раздел 4. Варианты конструирования профориентационных целей.
5. Ход урока.
6. План-конспект урока технологии.
Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.
Главные требования к уроку технологии:
- Четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия.
- Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащихся и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики.
- Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого урока. При этом учитывается специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.
- Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.
- Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функции урока.
Типы и структура урока технологии
В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.
Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.
Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий.
Структура комбинированного урока следующая: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя; итоговая часть.
Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад.ч., поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На этих занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии.
Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии.
Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.
Урок-лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалов, исследованием их механических, технологических и других свойств. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.
Примерная структура урока-лабораторной работы следующая: организационная часть; сообщение целей и темы занятия; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача задания на лабораторную работу; выполнение ее учащимися; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.
Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработке технологических карт.
Примерная структура урока решения технических задач такова: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; изложение теоретического материала.
Контрольно-проверочный урок имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.
Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; выдача задания на контрольную практическую работу, выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.
Учебно-дидактическое обеспечение уроков.
Выдающийся психолог П.П. Блонский считал, что основное заблуждение учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая, что годы, проведенные в школе, – это не подготовка, а сама жизнь. В самом деле, каждый урок должен помогать школьникам в осознании окружающего, готовности участвовать в решении посильных бытовых и общественных проблем. На практике это достигается, увы, не на каждом занятии, и основная причина тому – слабое дидактическое обеспечение.
Если учитель выполняет на доске чертеж, он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований, иначе все допущенные им все допущенные им ошибки перекочуют в рабочие тетради учащихся. Технологические карты, закрытые полиэтиленовой пленкой, служат долго, и можно быть уверенным, что это учит ребят бережному отношению к вещам. Эталонное изделие, демонстрируемое группе, будет выполняться более старательно и качественно, формируя эстетический вкус учащихся и их требовательность к себе.
Все это важные атрибуты учебно-воспитательного процесса, которые должны постоянно оставаться в поле зрения педагога. Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для начинающего учителя выработать у себя привычку возможно более полного и всестороннего учебно-дидактического обеспечения проведения занятий по технологии. Важно привлечь к этому и самих учащихся. Для этого надо учить изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схемах, рисунках, обращаться к дополнительным источникам информации. Когда эта педагогическая проблема становится предметом обоюдного интереса сторон, успех занятия обеспечен.
Перспективное планирование уроков технологии обслуживающего труда
Планирование – основа правильной организации воспитательного процесса.
Цели:
- определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них;
- наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ;
- наметить соответствующие формы и методы обучения;
- обеспечить преемственность в обучении.
Перспективный план определяет деятельность
Учителя | Ученика |
– подготовка технической документации | – освоение технологических знаний |
– определение потребности | – овладение рабочими приемами |
– создание средств наглядности – изготовление таблиц, плакатов, схем |
– работа над проектами |
– приобретение дополнительной литературы | – профессиональная ориентация |
– пополнение видеотеки | – изучение экономических вопросов |
– выполнение технологической и трудовой дисциплины |
Хороший план – конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.
Анализ материалов по методике обучения технологии, и в частности структуры урока (Г.И. Кругликов, Е.М. Муравьев), а также их сравнение с соответствующей литературой по преподаванию других школьных предметов показывает, во-первых, некоторое расхождение в понятиях и, во-вторых, упрощенный подход к этому важному вопросу. Прежде всего это касается содержания такого этапа урока, как практическая работа. Часто в методической литературе вводный инструктаж выносится за ее рамки, что развивает суть этого этапа урока. Кроме того, заключительный инструктаж нередко завершает занятия, что опять-таки, на наш взгляд, методически неверно. Он завершает практическую работу (которых, кстати, может быть две-три на уроке и соответственно столько же заключительных инструктажей). Урок же должен завершаться другим структурным элементом, а именно – подведением итогов.
Составление развернутого плана-конспекта занятия по рекомендуемой схеме позволяет заранее учесть возможные методические проблемы, которые появляются у учителя в процессе работы.
Алгоритм составления плана-конспекта занятия по “Технологии”
Тема: модуль
Раздел I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока: I. Варианты конструирования образовательных целей:
1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и
общеучебных)…
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания
количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.5. Способствовать формированию представления о …
1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических
процессов.
1.7. Создать условия причинно-следственных связей:
- Раскрыть причины…
- Выяснить последствия…
1.8. Способствовать пониманию закономерности…
- Создать условия для выявления взаимосвязи между..
- Способствовать пониманию зависимости между…
II. Варианты конструирования развивающих целей:
2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение
словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности
учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,
обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять
понятия, ставить и разрешать проблемы)
2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера,
ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц
рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к
предмету.
2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
III. Варианты конструирования воспитательных целей:
3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых,
эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств
личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим
ценностям.
IV. Варианты конструирования профориентационных целей:
4.1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях,
карьере.
4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять
самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их
с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой
деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет (мастерская) трудового обучения;
- станки, машины;
- инструменты, приспособления;
- материалы.
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник (учебное пособие);
- рабочая тетрадь;
- сборник заданий;
- дополнительная литература (словари, справочники);
- плакаты;
- таблицы;
– учебно-техническая документация (УТД):
- Технологические карты (ТК);
- Инструкционные карты (ИК);
- Инструкционно-технологические карты (ИТК);
– образцы объктов труда;
– образцы поузловой обработки изделий;
– материалы для контроля знаний учащихся;
- Карточки-задания,
- Тесты,
- Кроссворды.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Словарная работа:
Тип урока:
II. Ход урока
1. Организационный момент:
– приветствие;
– проверка явки учащихся;
– заполнение учителем классного журнала;
– проверка готовности учащихся к уроку;
– настрой учащихся на работу;
– доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
3. Актуализация знаний учащихся.
4. Изложение учителем нового материала.
5. Закрепление знаний учащихся.
6. Физкультминутка.
7. Практическая работа (название):
7.1. Вводный инструктаж учителя:
– сообщение названия практической работы;
– разъяснение задач практической работы;
– ознакомление с объектом труда (образцом);
– ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
– ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
– предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
– инструктаж по технике безопасности.
7.2 Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
– проверка организованности начала работы учащихся;
– проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
– соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
– проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
– инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
– инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
– концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
– оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
– контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
– рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
– анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
– разбор типичных ошибок учащихся;
– вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
9. Уборка рабочих мест.
10. Подведение итогов урока учителем:
– сообщение учителя о достижении целей урока;
– объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
– сообщение о теме следующего урока;
– задание учащимися на подготовку к следующему уроку.