Задачи:
- Обобщить и систематизировать полученные знания по истории средних веков.
- Выявить уровень усвоения пройденного материала и умения применять его на практике.
- Повысить интерес к истории, творческому восприятию исторического материала.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
- Презентация 24слайда (операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Windows Movie Maker,Microsoft Word)
- Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
- Технологический сценарий занятия:
Целесообразность использования медиапродукта:
- Повышение эффективности усвоения учебного материала
- Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности
- Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса
Оборудование: компьютер, проектор.
Карта занятия:
Комментарий хода урока | Время (мин) |
№ слайдов | Развитие личностных
качеств и психических процессов |
|
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Целевая установка. (Приложение
1) На протяжении I полугодия изучали историю Средних
веков. Проведем итогово-обобщающий урок по одной из наиболее
привлекательных в истории средневековья теме “Рыцарство”. |
1 | № 1 | Внимание | |
Звучит отрывок из “Песни о Роланде”. Учитель
сообщает, что ребята попали на рыцарский турнир, где им придется
соревноваться в 5 турах по командам, на которые класс был поделен
заранее. Турнир будет оценивать жюри: король, королева, придворные дамы, доблестные рыцари. Условие: за недостойное поведение рыцарей (шум, брань и т.д.) команда будет терять полученные баллы. |
3 | № 2
№ 3 |
Внимание Мышление |
|
I тур – Приветствие команд готовится
заранее, в произвольной форме, но должны обязательно присутствовать
ряд условий. Максимальное кол-во баллов – 10. |
7 | № 4 | Внимание Память |
Выразительность речи Аргументированность Умение слышать и слушать |
II тур – Разминка. Команды по очереди выбирают вопросы, которые подготовили рыцари разных стран и эпох. На обсуждение ответа дается 10-15 секунд. Если команда затрудняется, то на помощь приходят рыцари других команд. Максимальное кол-во баллов – соответственно числу вопросов, на которые ответила команда. |
8 | № 5, 14–23 | Внимание Память Восприимчивость к новому |
Организованность Активность Наблюдательность Точность Коммуникативная культура |
III тур – Оружия Средневековья. Задача: разгадать код, который поможет проследить эволюцию рыцарских доспехов. Для этого, отвечая на вопросы учителя, обучающиеся выбирают номер того или иного средневекового оружия. В результате получится код из 6 цифр. Max кол-во баллов – 10 |
6 | № 6, 7
№8 |
Память Понимание материала |
Точность Наблюдательность Аргументирован-ность |
Рассказ учителя о эволюции рыцарских доспехов, особое внимание уделяется рыцарским щитам. | 1 | № 9 | Внимание | |
Рассказ о рыцарских гербах. | 1 | № 10 | Внимание Память |
|
IV тур – Прочти рыцарский герб. Командам предлагается прочесть рыцарский герб, т.е. определить в каком государстве живет его владелец и каковы его личные качества. Выслушав ответы команд, предлагается правильный ответ. Maкс. кол-во баллов – 10. |
8 | № 11 | Внимание Память |
Аргументированность Коммуникативная культура Глубина рассуждений Развитие речи |
V тур – Послание даме сердца. Считалось, что настоящий рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму, прославлять ее своими подвигами и добиваться ее любви. Задание: команды должны за 4–5 минут написать стихотворное послание даме сердца на заданную рифму и один из рыцарей должен преподнести его королеве. Оцениваются соответствие полученного стихотворения теме, связность текста, особо поощряется дальнейшее продолжение послания. Maкс. кол-во баллов – 10 |
7 | № 12 №13 |
Внимание | Выразительность речи Культура эмоций и чувств Уместность |
Подведение итогов турнира. Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Победители получают ордена “Золотая роза” из Ватикана. Жюри может отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре. Им выдаются шуточные грамоты – “индульгенции” о прощении всех учебных грехов на ближайшую 1000 лет. |
3 | 24 |
Методическое описание.
Данный урок является итогово-обобщающим по теме “История средних веков”. Но его можно использовать как:
- повторительно-обобщающий урок по теме “Классическое средневековье”
- занятие, углубляющее знания школьников по истории средневекового рыцарства
- внеклассное мероприятие.
Цели и задачи определили выбранный тип и вид урока:
- тип – урок обобщения и систематизация знаний, умений и навыков;
- вид – урок-игра.
Играя, школьники получают дополнительную информацию по теме “Рыцарство” и одновременно оценивается уровень усвоения основного фактического материала. Урок способствует:
- повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала;
- развитию у детей внимания, памяти, способности к анализу и синтезу;
- воспитанию у обучающихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке.
Использованный вид урока поможет вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показать им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья.
Форма урока – групповая работа. Работа в группах – это совместный поиск, который может привести к оригинальным версиям. Кроме того, работа в не большом коллективе создает атмосферу доверия, желание общаться, помогать друг другу и быть ответственным.
Взаимосвязь урока с другими областями знаний:
- с литературой
- с геральдикой
Структура урока.
1. Организационный момент. Целевая установка.
Слайды № 1–3. Приложение 2. Смена слайдов – по щелчку, звук при показе слайда № 2 производится автоматически.
2. Этапы состязания:
I. Приветствие команд.
Команды готовят конкурс заранее, в произвольной форме, но должны обязательно присутствовать ряд условий (см. слайд № 4). Смена слайда – по щелчку.
II. Разминка.
Слайд № 5. Данный слайд содержит десять гиперссылок (иллюстраций), с помощью которых команды выбирают себе вопросы (путем нажатия на картинку с рыцарем). Вопросы разноуровневые: одни на конкретизацию, другие на размышление, догадку.
III. Оружия Средневековья (слайд № 6).
Отвечая на вопросы по Средневековому оружию (слайд № 7) команды разгадывают код, который поможет проследить эволюцию рыцарских доспехов.
После ответа на последний вопрос по гиперссылке (путем нажатия на цифру 3) переедете к слайду № 8 (правильный код), и через 5 секунд произойдет автоматически смена слайдов.
После этого учитель рассказывает об эволюции рыцарских доспехов с XI по XVв. (слайд № 9), где особое внимание уделяет щитам (форма, изображение). Для более точного представления можно посмотреть фильм о рыцарских гербах (материал: Всеобщая история : [Электронный ресурс] : История средних веков. 6 класс. – М: Кордис-Медиа, 2004. – (Учебное электронное издание).
IV. Прочти рыцарский герб.
Перед командами ставится проблемная ситуация: прочесть рыцарский герб, т.е. определить в каком государстве живет его владелец и каковы его личные качества
(Слайд № 11). Командам предстоит выступить в роли герольдов и аргументировать свое описание герба. Выслушав все версии, предлагается прослушать правильный ответ.
V. Послание даме сердца.
У настоящего рыцаря должна быть дама сердца (слайд № 12).
Команды за 4–5 минут должны написать стихотворное послание даме сердца на заданную рифму (слайд № 13, строчки послания появляются по щелчку мыши)
и один из рыцарей должен преподнести его королеве. Оцениваются соответствие полученного стихотворения теме, связность текста, особо поощряется дальнейшее продолжение послания. Обучающимся предстоит проявить литературные и театральные способности.
3. Подведение итогов турнира.
(Слайд 24) Учитель благодарит всех присутствующих за участие в турнире и предоставляет слово жюри для награждения.
Список литературы:
- Ведюшкин В.А. История средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/. – М.: Просвещение, 2002.
- Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6–7 кл.: Метод. пособие: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Шпаковский В.О. Рыцари средневековья, V- XVIII вв.: кн. Для учащихся сред. И ст. возраста. – М.: Просвещение, 1997.
- Всеобщая история :[Электронный ресурс] : История средних веков. 6 класс. – М: Кордис-Медиа, 2004. – (Учебное электронное издание).