Тип урока – комбинированный.
Цели:
- Ознакомить учащихся с историей создания швейной машины.
- Сформировать знания о бытовых машинах и различных приводах и составных частях швейной машины.
- Научить приемам заправки верхней нитки в машину.
- Развивать внимательность и соблюдение Т.Б. при выполнении практических работ.
- Воспитывать внимательность и аккуратность в работе.
Оборудование:
- Учебник “Технология. Обслуживающий труд” под редакцией В.Д. Симоненко, 2008 г, рабочая тетрадь, швейные машины с различными приводами для демонстрации, швейные машины с электроприводом на каждую парту, компьютер, проектор, презентация “История создания швейной машины.
- Устройство швейной машины. Заправка верхней нити”, Технология (библиотека электронных наглядных пособий).
Ход урока
I. Организация урока.
а) приветствие;
б) выявление отсутствующих;
в) подготовка к уроку.
Перед началом нашего урока я хочу узнать, какое у вас настроение. На экране выберите человечка, который соответствует вашему настроению в данный момент.
II. Повторение пройденного материала.
В качестве повторения пройденного материал вам предлагается тест из 10 вопросов по различным темам. Приложение 1.
III. Изучение нового материала (I этап). Показ презентации (слайд 2-4). Приложение 2.
Почему самолет и комбайн, подъемный кран и швейную машину и еще множество устройств, различных по назначению, конструкции и размерам, мы называем одним универсальным словом – машина?
Машина – устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования энергии, материалов и информации;
Швейная машина – машина для соединения (скрепления) деталей швейных изделий ниточной строчкой, а также для выполнения строчек различного вида с целью отделки и украшения изделий, пришивания пуговиц, обметывания петель и т.п.
Швейная машина служит для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий.
Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу.
Сегодня швейные машины есть почти в каждой семье. Срок их службы, по принятым стандартам, 25 лет. Но немало “долгожителей” сохранилось и с довоенной поры, а то и дореволюционного выпуска. И работают!
Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV века Леонардо да Винчи (1452–1519). В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков.
Только в 1834 году американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нити.
В 1844–1845 годах другой американец, Элиос Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Одна такая машина заменяла труд пяти портных.
Первые швейные машины украшались рисунками и резьбой, а по форме напоминали пистолет или оружейный приклад.
Швейные машины стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес публики. Наконец в 1850–1851 годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида. Вошла в моду бутылочная форма.
Помимо ручного привода, машины оснащались педальным устройством ножного привода, при котором освобождались руки портного. Декоративный литой стол был удобным дополнением.
Начиная с 1870 года, фирма “ЗИНГЕР” не только расширилась, но и открыла свои филиалы в России.
В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма “ ЗИНГЕР” основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы. Этот завод существует и в настоящее время.
(Слайды № 5-10)
Хореоминутка. (Под музыку девочки выполняют физминутку).
(Продолжение объяснения нового материала)
На современных швейных предприятиях и в быту используют высоко-скоростные швейные машины: Универсальные и специальные.
Универсальные швейные машины предназначены для выполнения
стачивающих и отделочных строчек, петель, вышивки.
Специальные швейные машины выполняют одну или несколько технологических
операций одновременно: стачивание деталей, обрезку края и обметывание срезов,
обметывание петель и пришивание пуговиц и т.д.
(Слайд 11–14).
В последнее время появились швейные машины с компьютерами и специальными программами по вышиванию. Большое внимание уделяется оформлению швейных машин, применяются специальные материалы для изготовления корпусов и деталей, что обеспечивает более надежную и легкую эксплуатацию их в процессе шитья.
(Слайд 15–18).
(Под запись в тетрадь). (Слайд 19).
Привод – это устройство, с помощью которого машина приводится в движение.
Мы видим швейные машины с различными приводами.
Вопрос: Как вы думаете, с помощью, каких усилий движется маховое колесо этих машинах?
Обсуждение вопроса: в чем особенности каждого привода?
С помощью любого (ручного, ножного, электрического) привода движение передается маховому колесу. Оно заставляет вращаться все рабочие органы машины.
Ручной привод постепенно уходит в прошлое. Работать на такой машине неудобно, потому что правая рука занята вращением рукоятки. Ножной привод освобождает руки для работы, это большое преимущество перед ручным приводом. Машина с ножным приводом очень удобна для обучения швейному делу, так как можно легко регулировать скорость вращения главного вала.
Машина с электрическим приводом наиболее быстроходна и современна, удобна в работе.
Виды приводов швейной машины: ручной, ножной и электрический.
Рассказать и показать устройство швейной машины и назначение деталей.
(Слайд 20–24).
Смотрим на экран и в учебник страница 29 рисунок 11 “Детали швейной машины”.
Детали швейной машины:
1 – двигатель материала; 2 – нитенаправитель; 3 – рукав; 4 – стержень для катушки; 5 – моталка; 6 – маховое колесо; 7 – указатель длины стежка; 8 – рычаг обратного хода; 9 – ручка регулятора длины стежка; 10 – стойка рукава; 11 – платформа; 12 – нитенаправитель; 13 – задвижная пластина; 14 – челночное устройство; 15 – лапка прижимная; 16 – нитепритягиватель
1. Двигатель материала | Продвигает материал во время работы. |
2, 12. Нитенаправители | Направляют нить в нужном положении при заправке верхней нити |
3. Рукав | Внутри него располагается главный вал машины |
4. Стержень для катушки | Для насадки катушки |
5. Моталка | Для наматывания нижней нити |
6. Маховое колесо | Для начала работы (для приведения машины в рабочее состояние) |
7. Указатель длины стежка | Указывает размер длины стежка |
8. Рычаг обратного хода | Для выполнения закрепки |
9. Регулятор длины стежка | Регулирует длину стежка(расстояние между двумя проколами иглы) |
10. Стойка рукава | Под ней находятся валы, которые приводят в движение рабочие части машины |
11. Платформа | Для крепления стойки рукава |
13. Задвижная пластина | Для открытия отверстия к челночному устройству |
14. Челночное устройство | Для образования стежка (туда вставляется шпулька с нижней ниткой) |
15. Лапка прижимная | Для прижима ткани |
16. Нитепритягиватель | Притягивает нить |
При работе на швейной машине надо соблюдать правила техники безопасности
Правила техники безопасности.
- Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
- Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
- Стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед вами.
- Расстояние между работающим и машиной должно составлять 10–15 см.
- Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку.
- Все необходимые инструменты должны лежать в ящике машины, а на платформе – только ткань или изготовляемое изделие.
- Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок или игл.
- Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины. Необходимо следить за правильным положением рук.
- Установку шпульного колпачка, заправку верхней нитки производить при выключенной машине.
А сейчас я вам покажу, как правильно нужно заправлять верхнюю нить в швейной машине. (Слайд 25).
После показа заправки верхней нити швейной машины переходим к практической работе.
IV. Практическая работа.
Инструктаж по технике безопасности.
Девочки практикуются в заправке верхней нити в швейной машине. Работают по 2 человека. Одна заправляет, другая наблюдает. Замечания друг другу на делают. Затем меняются. В процессе работы, если кому-то что-то не понятно я подхожу и индивидуально объясняю и проверяю, как учащиеся заправили верхнюю нить в машинке.
Пока я даю индивидуальные консультации, остальные учащиеся выполняют работу на карточках “Устройство швейной машины”, проставляют номера деталей машины (найти их на машинке и рассмотреть). Затем производят взаимоконтроль (обмениваются карточками и проверяют друг у друга). Выполненную работу вклеивают в тетрадь.
Карточка “Устройство швейной машины”.
Кто раньше всех выполняет практическую работу, тот отвечает на вопросы в учебнике стр. 31.
V. Закрепление изученного материала. Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Кто предложил проект первой швейной машины?
- Кто изобрел двухниточную швейную машину?
- 3 В каком году и где был основан в России первый завод по сборке швейных машин?
- Какие виды приводов вы знаете?
- Назовите составные части швейной машины.
- Из каких основных частей состоит электропривод?
- На какой машине, с каким приводом удобнее работать и почему?
VI. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итог урока, делает необходимые замечания, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.
Домашнее задание: учебник, § 5, 6; ответить на вопросы в конце параграфов (1–3 на с. 28; 1–3 на с. 31); знать основные понятия по теме.
Вот и подошел к концу наш урок.
Вопросы:
- Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось на нашем уроке?
- Что нового вы узнали?
- Пригодится ли вам это в дальнейшем?
- Чем отличаются швейные машины?
VII. Рефлексия. (Слайд 26)
Итак, урок окончен я предлагаю вернуться к вашему настроению и отметить для № человечка после проведенного урока. У кого настроение не изменилось? У кого изменилось? У кого ухудшилось? В чем причина? (Ответы детей).