Конспект урока по теме "Текстовая информация и компьютер"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Образовательные:
    Углубить представление учащихся о формах представления информации.
    Акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации.
    Научить учащихся работать с кодовой таблицей ASCII.
  • Воспитательные:
    Повышение положительной мотивации учащихся в изучении информатики.
    Активизация познавательной деятельности.
    Воспитание аккуратности, добросовестности.
  • Развивающие:
    Формирование умений анализировать, выделять главное.

Тип урока: урок-презентация.

Изучаемые вопросы:

  • Преимущества файлового хранения текстов.
  • Кодировочная таблица, международный стандарт ASCII.
  • Понятие гипертекста.

Ход урока

Актуализация знаний на основе ранее изученного материала. Чтобы понять и оценить темпы технического прогресса нашего общества предлагаю на несколько минут окунуться в историю. “Предыстория информатики” тема докладов, которые делал каждый из вас. Что же представлял из себя текст и как его хранили: Выступления учеников.

Презентация (Приложение 1) (слайд 2–7)

  1. Более 100 лет тому назад ученым при раскопках удалось обнаружить дворец властителя древнего государства - Ассирии. Там в подземелье, в больших глиняных чашах, находились необыкновенные кирпичи: тоненькие, покрытые мелкими строчками знаков похожих на клинья.
    Такое письмо называли клинописью. Писать на мягкой глине очень удобно. Кирпичика – таблички обжигали в печи, и они становились легкими и прочными. Пережив войны, пожары, наводнения эти таблички, через тысячи лет, донеслись до нас. (Демонстрация: Ассиро-вавилонская клинопись, ассиро-вавилонское письмо, таблица развития клинописи, различные виды клинописи)
  2. Новгород – один из самых древних городов, и археологи постоянно ищут и находят здесь разные старинные предметы. Случалось находить остатки написанных на пергаменте договоров с другими государствами, с иностранными купцами.
    Однажды глубоко под землей археологи нашли древнюю деревянную мостовую, а под ней в мокрой земле свернутый трубочкой кусок обыкновенной бересты - березовой коры. Бережно развернули кусок бересты и увидели на коре буквы, нацарапанные чем-то острым. Это оказались берестяные грамоты. {Демонстрация: береста, берестяная грамота)
  3. Древнеегипетская письменность, система письма, существовавшая у обитателей долины Нила с конца 4 тыс. до н. э.; египетское название – “божественная речь” отсюда греческое “иероглифы” – “священные знаки”. Идеографическое письмо (от греческого idea – идея, образ и grapho –пишу), принц письма, использующий идеограммы. В значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма. Наибольшего развития достигло в китайской иероглифике. (Демонстрация: египетские иероглифы).
  4. Наскальные изображения (писаницы, петроглифы), древние (от палеолита до средневековья) изображения на стенах пещер, на скалах и камнях, выполненные краской, резьбой, рельефом (Бохусленские наскальные изображения) и пр. (Демонстрация: Каменная газета).
  5. Книга, непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги – свиток (4–3-е тыс. до н. э.), со 2–4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. – пергамент и с 13 в. (в Европе) – бумага. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае – в 11 в., в Европе – в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг. (Демонстрация: древнерусская книга, книга на пальмовых листьях).

Вывод:

  1. Итак, как люди хранили информацию? (На глиняных табличках, на пергаменте и бересте, на стенах и камнях, в книгах.)
  2. Как сегодня люди хранят информацию?

Новый материал.

Тема нашего урока “Тексты в компьютерной памяти” и мы рассмотрим плюсы и минусы этого способа хранения информации. До сегодняшнего дня мы обсуждали вопрос о том, что представляет собой компьютер, перейдем же к ответу на вопрос, что он умеет делать.

Первая область применения, которую мы рассмотрим (работа с текстом).

Учащимся раздать вопросы презентации и во время объяснения нового материала они фиксируют ответы. (Приложение 2)

(Приложение 1) Презентация с 8–12 слайды.

Работа с кодом ASCII. (Приложение 1) Слайд 11

  1. Зашифруйте с помощью ASCII свое имя.
  2. Декодируйте шифр 11010010 11100101 11101100 11100000
  3. Закодируйте слово из 4 букв на русском языке. Обменяйтесь полученными кодами с соседом по парте и декодируйте слова друг друга.

Заключение, подведение итогов.

Фронтальная беседа по вопросам: Ученики сами задают вопросы и отвечают на них.

  • В чем преимущества хранения тестов в файлах по сравнению с бумажным способом?
  • Что такое гипертекст и его возможности?
  • Каков размер алфавита, используемого в компьютерах для представления текстов?
  • Сколько места занимает код одного символа?
  • Что такое таблица кодировки? Как называется таблица кодировки, используемая в большинстве современных ПК?

Домашнее задание.

Записи в тетради выучить.