Цели урока:
- Актуализировать прежние знания по сравнению, сложению и вычитанию десятичных дробей.
- Углубить, упрочить полученные знания в процессе решения задач.
- Развить память, воображение, внимание и мышление.
Оборудование: учебник “Математика” 5 класс, интерактивная доска, карточки для сам. работы, два письма.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Постановка целей урока.
Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему “Сложение и вычитание десятичных дробей”. Вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей и решим задачи на эту тему. Но для начала устный счет.
3. Повторение.
Известно, какое большое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить нельзя, помиловать” и “Казнить, нельзя помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
1 задание: На полотне необходимо записать следующие десятичные дроби:
8,91; 3,2; 7,69; 0,02; 8,222; 3,78; 1,1; 6,36; 5,26; 89,45; 6,05; 5,0009.
2 задание: На доске записаны числа: 4,7; 13,276; 8,72; 21,365; 2,113; 5,05; 61,804.
Между какими соседними натуральными числами находится дробь?
3 задание: Сравните величины, записанные на доске:
А) 56,3м и 56,9м;
Б) 18,64 кг и 13,569 кг;
В) 4,87 дм и 4,95 дм;
Г) 6,059км и 6,43км;
Д) 17,975 ч и 15,975 км.
Давайте сейчас вспомним то, что проходили на последних уроках. На интерактивной доске представлены плакаты.
851,350 + 23,526 874,876 |
32,867 – 5,350 27,517 |
Необходимо по ним объяснить правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Правило:
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
- уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
- записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
- выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
- поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
4. Проверка знаний учащихся.
Сам. работа по карточкам на 8–10 минут.
Всем ученикам раздаются карточки. На них представлены таблицы, которые надо заполнить.
А | В | С | А+В+С | А+В | А+С | В+С |
0,5 | 2,6 | 3,2 | ||||
5,2 | 10,3 | 15,9 |
А | В | С | А+В+С | А+В | А+С | В+С |
3,4 | 5,8 | 9,8 | ||||
2,6 | 3,1 | 0,8 |
А | В | С | А+В+С | А+В | А+С | В+С |
6,1 | 1,4 | 13,7 | ||||
8,2 | 1,7 | 25,6 |
А | В | С | А+В+С | А+В | А+С | В+С |
5,8 | 1,7 | 6,1 | ||||
4,8 | 3,7 | 8,4 |
А | В | С | А+В+С | А+В | А+С | В+С |
9,1 | 0,3 | 1,4 | ||||
5,7 | 6,1 | 19,3 |
А | В | С | А+В+С | А+В | А+С | В+С |
8,4 | 13,6 | 10,5 | ||||
6,5 | 18,5 | 12,8 |
А | В | С | А+В+С | А+В | А+С | В+С |
5,8 | 37,1 | 12,5 | ||||
6,3 | 0,8 | 5,9 |
А | В | С | А+В+С | А+В | А+С | В+С |
1,7 | 2,5 | 6,7 | ||||
8,9 | 3,6 | 15,7 |
5. Закрепление.
№ 1221 (с использованием интерактивной доски)
Vпо течению = Vсобств. + Vтечения Vпротив течения = Vсобств. – Vтечения |
Скорость теплохода по течению равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.
Решение:
Vпо течению = 37,6 км/ч.
Vтечения реки = 3,9 км/ч.
_____________________________
Vпротив течения = ?
Vсобств. = ?
_____________________________Vпо течению = Vсобств. + Vтечения реки.
Vсобств. = Vпо течению – Vтечения реки.
Vсобств. = 37,6-3,9 = 33,7 км/ч.
Vпротив течения = Vсобств. – Vтечения реки.
Vпротив течения = 33,7 -3,9 = 29,8 км/ч.
Ответ: Vсобств. = 33,7 км/ч, Vпротив течения = 29,8 км/ч.
К нам в гимназию пришли два письма. Здесь 2 совершенно одинаковых конверта. Давайте выберем и вскроем один из них. Что же здесь написано? Это письмо нам прочитает …
1-е письмо: “Дорогие ученики 5б класса гимназии № 1 г. Агрыз. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е я – Винни-Пух, Кролик и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,4 кг; затем с Пятачком, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы здесь слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди пятых классов. Ответ напишите по адресу:
Страна Волшебная
Город Сказок
Улица Мультиков
Дом МедаС большим уважением Винни Пух”.
Решение:
В + К = 22,4
В + П = 23,5
В + К + П = 26,7
1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) – весит Пятачок
2) 23,5-4,3 = 19,2 (кг) – весит Винни-Пух
3) 22,4-19,2 = 3,2 (кг) – весит Кролик
Ответ:
Винни-Пух – 19,2 кг.
Кролик – 3,2 кг.
Пятачок – 4,3 кг.
2-е письмо: “Дорогие ученики 5б класса гимназии №1 г. Агрыз. Пишет Вам Буратино. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е. я – Буратино, Пьеро и Мальвина решили купить торт стоимостью 24 рубля. У меня с Пьеро было 20,6 руб., у меня с Мальвиной 12,9 руб., а у Пьеро с Мальвиной 18,5 руб. Скажите нам, пожалуйста, сможем ли мы купить торт, если сложим все свои деньги? Сколько денег должно быть у каждого? Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы здесь слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди пятых классов. Ответ напишите по адресу:
Страна Волшебная
Город Сказок
Улица Чудес
Дом ДрузейС большим уважением Буратино”.
Решение:
Б + П = 20,6
Б + М = 12,9
П + М = 18,5
1) 20,6+12,9+18,5=52 (руб)
2) 52/2= 26 (руб) – у Буратино, у Мальвины и у Пьеро вместе
3) 26-20,6 = 5,4 (руб) – у Мальвины.
4) 12,9-5,4 = 7,5 (руб) – у Буратино.
5) 18,5- 5,4 = 13,1 (руб) – у Пьеро.
Ответ:
У Мальвины – 5,4 рубля.
У Пьеро – 13,1 рубля.
У Буратино – 7,5 рубля.
Они смогут купить торт.
6. Подведение итогов урока.
7. Задание на дом: № 1262, 1263.