Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Они предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
А для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ему предстоит приобрести.
Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, которая в своей работе использовала проектные методы в практике преподавания.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов
Типологическими признаками проектов могут быть:
- Доминирующая в проекте деятельность:
- исследовательская
- поисковая
- творческая
- ролевая
- прикладная (практико-ориентированная)
- ознакомительно-ориентированная
- Предметно-содержательная область:
- монопроект (в рамках одной области знаний)
- межпредметный проект
- Характер координации проекта:
- непосредственный
- скрытый
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, региона, страны, разных стран мира)
- Количество участников проекта
- Продолжительность выполнения проекта.
Структурирование проекта.
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
- Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
- Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
- Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Параметры внешней оценки проекта:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему в проблему, привлечения знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
В своей педагогической деятельности я довольно-таки часто использовала метод проектов и часто результат работы был представлен в виде коллажа, стенгазеты, что в настоящее время является «вчерашним» днем. Ведь для детей сейчас необходимо:
- способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;
- уметь работать в команде и обладать навыками общения;
- определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;
- эффективно использовать знания реальной жизни;
- компьютерная грамотность
Два года я вела элективные курсы по английскому языку для учащихся 9ых классов. Элективные курсы называются «Страноведение», программа этих курсов была разработана мною и была предложена учащимся на первом же занятии. Я сориентировала детей на конечный результат, на их участие в работе научно-практической конференции. Учащиеся разбились на группы, выбрали тему и в качестве формы защиты своей работы выбрали презентации с использованием компьютерной технологии. Исходя из этого, пришлось скорректировать программу и пару занятий мы изучали правила создания презентаций.
Основная задача создания презентации ученика – сформировать свое понимание того, каким образом может выглядеть представление результатов работы учащихся.
В ходе работы ученики применяли следующие методы исследования:
- Поиск и изучение литературы по выбранной теме
- Сбор статистической информации по теме
- Анализ и компьютерная обработка
- Подготовка компьютерной презентации исследовательской работы для представления на научно-практической конференции
Выводы: компьютерные технологии, примененные в поиске информации по исследуемому вопросу (Интернет), обработке данных (расчеты, графики), в оформлении работ (Excel), в представлении полученного результата (Power Point), в осмыслении, структурировании информации способствует значительному повышению качества исследовательской работы.
Мои ученики приготовили три презентации с информацией страноведческого характера, которые в настоящее время используются учителями иностранных языков нашей школы на своих уроках, одну из них я предоставляю вашему вниманию.