Статья. "Использование компьютерных технологий в проектной деятельности учащихся по английскому языку"

Разделы: Иностранные языки


Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Они предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

А для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ему предстоит приобрести.

Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, которая в своей работе использовала проектные методы в практике преподавания.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
    • выдвижение гипотезы их решения;
    • обсуждение методов исследования;
    • обсуждение способов оформления конечных результатов;
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов

Типологическими признаками проектов могут быть:

  1. Доминирующая в проекте деятельность:
    • исследовательская
    • поисковая
    • творческая
    • ролевая
    • прикладная (практико-ориентированная)
    • ознакомительно-ориентированная
  1. Предметно-содержательная область:
    • монопроект (в рамках одной области знаний)
    • межпредметный проект
  2. Характер координации проекта:
    • непосредственный
    • скрытый
  3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, региона, страны, разных стран мира)
  4. Количество участников проекта
  5. Продолжительность выполнения проекта.

Структурирование проекта.

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
  7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему в проблему, привлечения знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

В своей педагогической деятельности я довольно-таки часто использовала метод проектов и часто результат работы был представлен в виде коллажа, стенгазеты, что в настоящее время является «вчерашним» днем. Ведь для детей сейчас необходимо:

  • способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;
  • уметь работать в команде и обладать навыками общения;
  • определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;
  • эффективно использовать знания реальной жизни;
  • компьютерная грамотность

Два года я вела элективные курсы по английскому языку для учащихся 9ых классов. Элективные курсы называются «Страноведение», программа этих курсов была разработана мною и была предложена учащимся на первом же занятии. Я сориентировала детей на конечный результат, на их участие в работе научно-практической конференции. Учащиеся разбились на группы, выбрали тему и в качестве формы защиты своей работы выбрали презентации с использованием компьютерной технологии. Исходя из этого, пришлось скорректировать программу и пару занятий мы изучали правила создания презентаций.

Основная задача создания презентации ученика – сформировать свое понимание того, каким образом может выглядеть представление результатов работы учащихся.

В ходе работы ученики применяли следующие методы исследования:

  1. Поиск и изучение литературы по выбранной теме
  2. Сбор статистической информации по теме
  3. Анализ и компьютерная обработка
  4. Подготовка компьютерной презентации исследовательской работы для представления на научно-практической конференции

Выводы: компьютерные технологии, примененные в поиске информации по исследуемому вопросу (Интернет), обработке данных (расчеты, графики), в оформлении работ (Excel), в представлении полученного результата (Power Point), в осмыслении, структурировании информации способствует значительному повышению качества исследовательской работы.

Мои ученики приготовили три презентации с информацией страноведческого характера, которые в настоящее время используются учителями иностранных языков нашей школы на своих уроках, одну из них я предоставляю вашему вниманию.

Презентация.