Цели:
- Содействовать формированию и поддержанию здоровой школьной среды, включая, её экологический, гигиенический, педагогический и социально-нравственный аспекты.
- Обеспечить непрерывность и преемственность обучения и воспитания учащихся на протяжении всех лет пребывания в школе.
- Содействовать сознательному выбору и формированию здорового образа жизни подрастающего поколения на основе эффективного сотрудничества школы и семьи, организация ориентированной помощи учащимся, педагогам, родителям.
Основные направления ориентированной помощи учащимся.
- в процессе овладения знаниями, умениями и навыками
- в процессе самовоспитания и формирования здорового образа жизни
- в процессе профессионального и нравственного самоопределения
- в решении проблем школьной жизни в целом (например, в налаживании разных видов отношений, выборе образовательного маршрута и т.п.)
- в решении жизненных проблем и преодолении кризисов
Основные направления профилактической работы школьной службы сопровождения.
Профилактическая работа школьной службы сопровождения нацелена на предупреждение нежелательных отклонений в состоянии, деятельности, поведении и развитии учащихся и, в конечном счёте, на сохранение их соматического, физического, психического, социального и нравственного здоровья, создание оптимальных условий для успешного школьного обучения.
Естественно, в эту работу вовлечён весь педагогический коллектив. Наш опыт позволяет выделить два вида профилактических мер:
а) срочные, ситуативные, основывающиеся на данных диагностики и прогнозе реакций, состояния и поведения учащихся; этот подход можно обозначить как идущий (в смысле запроса) "от учеников, от ситуации учебно-воспитательного процесса";
б) психопрофилактические меры общего характера, базирующиеся на знании педагогами психологических основ обучения и воспитания, понимания и реализации норм педагогической этики, индивидуальном педагогическом опыте (подход "от педагогов").
В качестве основных направлений профилактической работы в школе можно отметить следующее:
1. Профилактика заболеваний учащихся на основе комплекса мер (осуществление всех необходимых гигиенических мероприятий по поддержанию благоприятной среды обитания в школе, контроль работы школьной столовой, фиточай, тесные контакты медицинских работников школы с детской поликлиникой, специальная организация двигательной активности учащихся всех классов, внимание учителей к жалобам детей на плохое самочувствие и др.)
2. Профилактика отклонений в развитии и поведении учащихся. Основной реализацией этого направления является индивидуальный подход к ученикам, включая прежде всего помощь детям и родителям в выборе образовательного маршрута, отвечающего возможностям и состоянию здоровья ребёнка. Основной принцип - создание для каждого ученика оптимальных условий для развития и самосовершенствования.
3. Профилактика межличностных конфликтов и "психологических барьеров" в общении учителей и учащихся путём соблюдения всеми педагогами сформированных нами правил эффективного общения, включая такие, как:
- Обращение к каждому ученику по имени.
- Формирование в классе справедливых групповых норм взаимоотношений и поведения, учитывая, что справедливая норма отвечает одновременно трём критериям:
1) едина для всех (и ученика, и учителя);
2) не унижает ни ребёнка, ни учителя;
3) способствует повышению эффективности работы класса.
- Преобладание позитивных суждений о том, что нужно делать учащимся и как правильно себя вести, над всякого рода запретами.
- Честное стремление педагога понять мотивы отклоняющегося (агрессивного, недисциплинированного) поведения учащихся и, если нужно, предложить помощь в разрешении трудной ситуации.
- Преобладание поощрений над наказаниями; наказание без унижения.
- Обязательное оказание поддержки ученику, который растерялся или тому, у которого что-то не получается, несмотря на старание.
- Широкое использование невербальных средств общения - мимики, взгляда, жестов, прикосновений.
- Внимательное отношение к жалобам детей на плохое самочувствие.
- Поиск возможностей для индивидуального общения с каждым учеником.
4. Профилактика неблагоприятных психических состояний учащихся в течение учебного дня (чрезмерного утомления, психического и эмоционального пресыщения и др.) путём учёта динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели при составлении школьного расписания, использования физкультпауз и организация "валеологических перемен", применения сеансов релаксации в режиме учебного дня, соблюдение учителями правил эффективного общения и т.п.
Классификация "трудных" детей.
За основу классификации принято наличие отклонений в различных компонентах здоровья учащихся: физическом, психическом, социальном и нравственном. В связи с этим, выделено четыре группы "трудных" детей:
- По показателям физического здоровья: учащиеся с физическими недостатками; учащиеся специальной медицинской группы.
- По показателям психического здоровья: учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития, отстающие в учёбе; (тревожные, неуравновешенные, и др.).
- По показателям социального здоровья: учащиеся из "проблемных" семей; учащиеся, систематически нарушающие дисциплину, "отверженные" и "изолированные" учащиеся в классе.
- По показателям нравственного здоровья: учащиеся с ярко выраженными отрицательными чертами характера; учащиеся с вредными привычками; учащиеся с девиантным поведением, как правило, состоящие на специальном учёте.
Наш опыт показывает, что разные виды отклонений часто взаимосвязаны друг с другом. Например, дети с физическими недостатками, а также отстающие в учёбе, часто испытывают трудности в общении со сверстниками. неуравновешенные - становятся "отверженными" в классе, проявляют агрессивность, нарушают дисциплину и т.д. Помощь "трудным" детям в каждом случае осуществляется индивидуально и предусматривает комплексное изучение здоровья, выяснение их главных проблем и трудностей, индивидуальную медицинскую, психологическую или педагогическую помощь, консультирование учителей и родителей, специальные тренинги.
Мониторинг психического и социального здоровья.
Именно постоянно осуществляемый мониторинг психического и социального здоровья каждого ученика, начиная с первого класса и до выпускного класса, позволяет реально применять индивидуальный подход, вовремя выяснять и корректировать отклонения или задержки в развитии школьника. Учёт индивидуальных особенностей детей во всех формах общения с ними, включая руководство их учебной работой и самовоспитанием, индивидуальную работу с детьми из группы "риска" и их семьями - один из ключевых принципов валеологического сопровождения образования, причём психологические аспекты играют здесь ключевую роль.
Для диагностики психического и социального здоровья учащихся используются следующие группы методов:
- батареи тестов для диагностики интеллектуальных процессов (внимания, памяти и мышления) учащихся 1-11-х классов;
- различные формы проведения социометрии для изучения структуры межличностных отношений в классах и определения статусов конкретных учащихся;
- социальные анкеты для изучения адаптации учащихся 5-х и 10-х классов в связи с переходом к новой ступени обучения;
- экспресс-опросы удовлетворённости учащихся отношениями с одноклассниками и учителями;
- проективные методы для диагностики системы отношений учащихся в школе и семье
Все данные психодиагностики дважды в год фиксируются в "Паспорте здоровья" учащихся, который представляет учителю объективную информацию о каждом ученике. Как показывает опыт, такая информация особенно важна при переходе детей к следующей ступени обучения, см. приложение.
Литература.
- "Образование и здоровый образ жизни" (опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в 588 школе Колпинского района г. Санкт-Петербурга) Санкт-Петербург, 2000.