С момента распада Советского Союза России и другим бывшим союзным республикам стали навязывать зарубежную модель государственности, основанной на приоритете материальных ценностей и индивидуализма. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, безнравственность.
И поэтому важной задачей школы является формирование у учащихся системы общечеловеческих ценностей, культурных традиций и норм поведения, отражающих особенности национального мировосприятия и образа жизни.
Исторический опыт нашей страны доказывает, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной России является патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма - это важнейшая духовно-нравственная и социальная ценность.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Патриотическое воспитание формирует социально-активную личность гражданина, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.Любовь к Родине начинается с любви к семье, своему дому, селу, городу, к родной природе. А возникновению этой любви способствует изучение своих корней, истории своей Родины.
Задачи:
- сохранение преемственности культурных ценностей
- обогащение общечеловеческими нравственными ценностями
- корректировка жизненных ориентиров личности
Предлагаемое мероприятие можно использовать, как внеклассное. Оно способствует:
- воспитанию любви к своей Родине
- воспитанию гордости за Россию и ее народ
- стремлению встать на защиту Отечества
- возникновению стремления к добру и красоте
- формированию системы общечеловеческих ценностей
- осознанию норм поведения
- осознанию приоритета духовного перед материальным
- воспитанию коллективизма
Ведущий. 23 февраля мы отмечаем великий праздник - День защитника Отечества. Всегда Россия славилась своими защитниками - от простых солдат до генералов. Это Россия спасла Европу от монголо-татарского нашествия. Именно из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты нашей страны освободили мир от фашистских захватчиков и в 1945 году водрузили Знамя Победы над рейхстагом - главным правительственным зданием Германии. И сегодня наши солдаты совершают подвиги, встают на защиту людей. Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых народ сложил песни и сказания - от былинных богатырей.
Конкурс № 1. Запишите имена известных вам русских богатырей.
Ведущий. Крепко любит по всей Руси народ своих богатырей - любит, славит и чествует. Давайте послушаем рассказ о некоторых из них.
Ученик. Богатырь Вольга. Родился Вольга, запеленала его мать, положила в колыбельку и стала петь ему песни. Только час проспал мальчик, проснулся, потянулся - лопнули пеленочки, у колыбельки днище выпало, а Вольга на ноги встал и говорит: "Матушка не пеленай меня больше, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в руки палицу в сто пудов". В пять лет, стал он книги читать и писать, а потом обучился соколом по небу летать и в разных животных оборачиваться. А когда задумал злой турецкий царь войной идти на Русь, Вольга встал на защиту Отечества и совершил много подвигов.
Ученик. Микула Селянинович. Однажды шел Вольга со своей дружиной и услышал, как кто-то землю пашет. Поскакали они на звук, но скакать до этого пахаря им пришлось целых три дня. Увидели они, как Микула землю пашет, и удивились: борозды он кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Нечеловеческой силой обладал этот богатырь. Соху, оставленную в земле Микулой Селяниновичем не могли вытащить 30 человек.
Ведущий. Давайте проверим, есть ли среди наших мальчиков силачи.
Конкурс № 2. Кто сделает больше отжиманий.
Ведущий. А теперь давайте проверим, как вы разбираетесь в снаряжении русских воинов-богатырей.
Конкурс № 3. Каждой команде задается вопрос по очереди.
Как назывался головной убор богатыря?(шлем)
Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга)
Как называлось рубящее холодное оружие, которое состояло из клинка и рукоятки (в древности воины засыпали в рукоятку горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем - считалось, что прикосновение к нему дает особую защиту). (меч)
Как называлось оружие оборонительного назначения, которым воин прикрывал свое тело? (щит)
Ведущий. Мы с вами вспомнили былинных героев. Они сражались, защищая нашу русскую землю, и, я думаю, они достойны того, чтобы о них вспомнили во время празднования Дна защитника Отечества.
Но не только воины-богатыри прославили русскую рать. Наверное, всем известно имя Александра Васильевича Суворова.
Ученик. Александр Васильевич Суворов был потомком древнего дворянского рода. Он родился и рос очень слабым ребенком, но всегда мечтал служить в армии. Чтобы добиться своего, Суворов начал закалять свой организм. Он поступил на военную службу и дослужился до командира. И простые солдаты, и офицеры очень любили Александра Васильевича Суворова и были готовы выполнить любой его приказ. Суворов был талантливым полководцем, в любой обстановке он принимал такое решение, которое обязательно приводило к победе. Александр Васильевич был нетребователен к быту: он жил, как простые солдаты - спал, как и они, на походной кровати, под простым солдатским одеялом, каждое утро обливался холодной водой, ел из одного с солдатами котла. От солдат Суворов требовал самостоятельности, находчивости и быстроты действий. Он говорил: "Тяжело в учении - легко в бою". Эти слова стали поговоркой. Заслуги Александра Васильевича Суворова не остались незамеченными. Он получил в награду земли, ордена и почетные звания. Александр Васильевич воспитал выдающихся военачальников. Среди них известные всем Михаил Кутузов и Петр Багратион. За одержанные победы Суворов получил высшее воинское звание генералиссимуса. А во время Великой Отечественной войны был учрежден орден имени великого полководца. Им награждали военачальников, выигравших крупные сражения.
Ведущий. В честь этого замечательного полководца названо одно из учебных заведений, где готовят военных - это суворовское училище. Попасть туда трудно. Нужно обладать множеством определенных качеств. И одно из них - грамотность.
Конкурс № 4. Каждой команде раздается список слов военной тематики. Дети должны вставить пропущенные орфограммы.
Защ . щаем, стр . на, зв . зда, похо . ,г . рой, охр . няем, самолё . ,м . ровой, п . лзёт, вра . , пара . , с . лдат.
Ведущий. Как вы уже знаете, А.В. Суворов обучал солдат. Сейчас вы должны подумать и написать без чего солдат не солдат.
Конкурс № 5. На листе каждая команда за определенное время должна перечислить качества, необходимые солдату.
Ведущий. Одно из качеств солдата - выносливость. Приглашаем по одному человеку от каждой команды.
Конкурс № 6. Вы отправились на разведку. Ваш наблюдательный пункт находится в болоте на очень маленькой кочке (альбомный лист). На ней можно стоять только на одной ноге. В руках у каждого из вас бинокль.
Ведущий. Какие войска есть в нашей Армии? (ВВС, стройбат, ПВО, пограничные)
Ведущий. Есть еще ВМФ. Выдающимся военачальником ВМФ является Федор Федорович Ушаков. Он свои победы одерживал не на суше, а на море. Его называют дедушкой Российского флота.
Ученик. Федор Федорович Ушаков. Он сыграл такую же большую роль в становлении русского военного флота, как А. В. Суворов сыграл в сухопутных войсках. Мальчиком Ушаков всегда мечтал о море. В 30 лет он был назначен командиром фрегата. В одном из сражений Русско-турецкой войны погиб главный командир, командующий отрядом кораблей. И Ушаков принял командование на себя. Он сумел победить береговые батареи огнем корабельной артиллерии. Такая победа была одержана впервые в мире. Затем его назначили командующим Черноморского флота. В этой должности Ушаков одержал важнейшие победы над турками. Даже его враги - турецкие адмиралы уважительно отзывались о нем. Фёдор Фёдорович разработал основы тактики морского боя. Он впервые применил минирование вражеских кораблей. Его система обучения матросов и офицеров изучалась и применялась во всём мире.
Ведущий. Сейчас мы проверим, что вы знаете о ВМФ.
Конкурс №7. Каждой команде по очереди предлагается объяснить термин.
- Кок (повар)
- Трап (лестница)
- Иллюминатор (окно)
- Каюта (комната)
- Камбуз (столовая)
- Трюм (нижняя часть корабля)
- Корма (задняя часть корабля)
- Рында (колокол)
- Дополнительно - банка (скамейка), рубка (помещение для вахты), полундра (опасность).
Ведущий. Все матросы очень хорошо знают, что такое канат, т. к. им часто приходится натягивать его, а это требует силы.
Конкурс № 8. Перетягивание каната.
Ведущий. Вы сегодня показали нам, что у вас есть качества необходимые солдатам. Но каждый солдат, придя в Армию, учится ходить строевым шагом с песней.
Конкурс № 9. Смотр строя и песни.
Ведущий. Предлагаю жюри подвести итоги конкурсов.