Урок письма в 1-м классе по теме "Заглавная буква М. Повторение гласных звуков"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся об алфавите.
  2. Познакомить учащихся с заглавной буквой М, повторить гласные звуки.
  3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, орфографическую зоркость.
  4. Воспитывать аккуратность, любовь к предмету.

Оборудование: алфавит, плакат буква М, звуковички, ромашка с буквами, фото г.Москвы, DVD "Азбука-малышка", словарные слова, прописи и азбука.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, настроились на работу, покажите мне вашу готовность к уроку. Молодцы.Сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами русского алфавита и повторим ранее изученные. Скажите, пожалуйста, сколько букв в нашем алфавите.

- 33.

Молодцы. На какие группы они делятся?

- На гласные и согласные.

2. Актуализация ранее изученного материала.

Откройте Азбуку на стр. 80. Давайте поиграем в игру "Оживи звук"

-Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. В Азбуке нарисованы схемы-человечки. Попробуйте оживить гласные звуки.

(Дети дают характеристику гласных звуков, закрашивают схемы. Индивидуально и хором произносят каждый звук. Победитель получает красиво написанную букву угаданного звука) .

Ребята, внимательно посмотрите на телевизор и послушайте, о чем будет говорить ученая тетушка Сова ( включаю DVD с уроком "Буква М".Дети слушают).

Чтение столбиков слов в Азбуке.

-Прочитайте самые длинные имена (Марина, Максим). Почему вы так решили?

- 6 букв, а в остальных именах меньше.

- Что образует слог?

- Гласный звук.

Прочитайте имена, состоящие из одного слога. (Марк)

-Прочитайте имена, состоящие из двух слогов. (Максим, Мила).

-Какое имя в алфавитном порядке запишите первым? (Максим)

-Прочитайте все имена мальчиков. Подчеркните опасное место.

-Прочитайте все имена девочек. Что подчеркнем?

2-й столбик.

-Прочитайте 1-е и 2-е слово. Что заметили? (Гласный заменили, значение слова изменилось).

-Прочитайте 3-е и 4-е слово. Сравните. ( Добавили в 4-е слово согласную букву. Значение слова изменилось.)

3-й столбик.

-Прочитайте про себя все слова столбика, что их объединяет?

-Прочитайте слово, которое называет четырехструнный музыкальный инструмент. (Скрипка)

-Упругая нить из металла или капрона, которая натягивается в музыкальных инструментах - что это? (Струна.) Где вы могли видеть струны?

-В слове струна замените гласную У на гласную А. Прочитайте это слово. (Страна.) Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) А кто знает как называется столица нашей Родины? (Москва) С какой буквы начинается это слово? С буквы М. Дайте характеристику звука, который обозначает буква М, опишите его.

М - согласный, звонкий(шапочка желтая), может быть твердым(ножка синяя) или

Мягким (ножка зеленая). Что делает наши согласные звуки твердыми или мягкими? (Гласные отдают им команды)

ФИЗИЗИЧЕСКАЯ М И Н У Т К А

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.

3. Изучение нового материала.

Ребята, какова тема нашего урока? - Заглавная буква М.

Какая цель нашего урока? - Научиться читать и писать слова с этой буквой.

Открыли прописи стр. 22.

Из каких элементов состоит заглавная буква Л, а заглавная буква М? Чем они похожи чем различаются? Давайте попробуем её написать в воздухе. Хорошо. Положите правильно прописи, сядьте ровно. Пишем заглавную букву Л.

Посмотрите на вторую строку, какую букву мы видим? - Заглавную букву М. Пишем её. Молодцы.

Давайте прочитаем имена девочек, которые начинаются на буквы Л и М.

Мила, Марина, Лариса.

Почему эти слова написаны с заглавной буквы? Это имена девочек. А какие еще слова мы пишем с заглавной буквы? - Имена собственные, первое слово в предложении.

Взяли в руки ручки и пишем с печатного образца письменными буквами имена девочек.

Найдите имя, в котором два слога (Мила). Сколько слогов в словах Марина и Лариса?

- 3 слога.

Ф И ЗИЧЕСКАЯ М И Н У Т К А

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
А теперь все дружно встали,
Ручками похлопали, ножками потопали,
Пальчики сожмем и опять писать начнем.

4. Первичное закрепление изученного материала.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

Что вы на ней видите? - Ромашку. Её лепестки - это буквы, которые мы с вами уже знаем.

А это кто? Это звуковички. Наши звуковички взялись за руки и образовали звуковые схемы слов. Посмотрите, пожалуйста, на них. К ним надо подобрать слова, используя буквы из ромашки.

-Молодцы. Дайте характеристику каждому звуку, данных слов.

Откройте прописи на странице 22. Найдите предложение

У Милы кот Пират.

Что такое предложение? Предложение - это два или несколько слов, связанных по смыслу.

Как мы узнаем, что это предложение?

-Первое слово пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться (.) (?) (!). Что стоит в конце нашего предложения? - (.). Как пишутся слова друг с другом в предложении? - Раздельно.

Назовите первое слово в предложении. - У(предлог). Предлоги со словами пишутся раздельно.

Второе слово - Мила(имя девочки). Имена пишутся с большой буквы.

Третье слово - кот.

Четвертое - Пират. Клички животных пишутся с большой буквы.

Пишем предложение.

5. Отработка изученного материала.

Взялись за руки друзья

И сказали: "Ты да я - это мы".

А между тем получилась буква М.

А сейчас я вам загадаю загадки.

Сам деревянный, а голова железная(молоток).

Сидит красная девица в темнице, а коса на улице(морковь).

Кто позабыв тревоги, спит зимой в своей берлоге(медведь).

Какой это мастер на стекла нанес и листья и травы и заросли роз? (Мороз)

Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.

А с какой буквы начинаются все отгадки? - С буквы М. а в каких случаях мы будем писать слова с заглавной буквы М? (В начале предложения и в именах собственных)

Итог урока.

Чем мы занимались на уроке? - Читали и писали.

Чему научились на уроке? - Читать и писать слова с заглавной буквой М.

Молодцы. Сегодня на уроке вы все очень хорошо работали. Были активными и внимательными. Завтра мы продолжим изучать букву М и звуки [м] и [м'].