Цели:
Оборудование: алфавит, плакат буква М, звуковички, ромашка с буквами, фото г.Москвы, DVD "Азбука-малышка", словарные слова, прописи и азбука.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята, настроились на работу, покажите мне вашу готовность к уроку. Молодцы.Сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами русского алфавита и повторим ранее изученные. Скажите, пожалуйста, сколько букв в нашем алфавите.
- 33.
Молодцы. На какие группы они делятся?
- На гласные и согласные.
2. Актуализация ранее изученного материала.
Откройте Азбуку на стр. 80. Давайте поиграем в игру "Оживи звук"
-Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. В Азбуке нарисованы схемы-человечки. Попробуйте оживить гласные звуки.
(Дети дают характеристику гласных звуков, закрашивают схемы. Индивидуально и хором произносят каждый звук. Победитель получает красиво написанную букву угаданного звука) .
Ребята, внимательно посмотрите на телевизор и послушайте, о чем будет говорить ученая тетушка Сова ( включаю DVD с уроком "Буква М".Дети слушают).
Чтение столбиков слов в Азбуке.
-Прочитайте самые длинные имена (Марина, Максим). Почему вы так решили?
- 6 букв, а в остальных именах меньше.
- Что образует слог?
- Гласный звук.
Прочитайте имена, состоящие из одного слога. (Марк)
-Прочитайте имена, состоящие из двух слогов. (Максим, Мила).
-Какое имя в алфавитном порядке запишите первым? (Максим)
-Прочитайте все имена мальчиков. Подчеркните опасное место.
-Прочитайте все имена девочек. Что подчеркнем?
2-й столбик.
-Прочитайте 1-е и 2-е слово. Что заметили? (Гласный заменили, значение слова изменилось).
-Прочитайте 3-е и 4-е слово. Сравните. ( Добавили в 4-е слово согласную букву. Значение слова изменилось.)
3-й столбик.
-Прочитайте про себя все слова столбика, что их объединяет?
-Прочитайте слово, которое называет четырехструнный музыкальный инструмент. (Скрипка)
-Упругая нить из металла или капрона, которая натягивается в музыкальных инструментах - что это? (Струна.) Где вы могли видеть струны?
-В слове струна замените гласную У на гласную А. Прочитайте это слово. (Страна.) Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) А кто знает как называется столица нашей Родины? (Москва) С какой буквы начинается это слово? С буквы М. Дайте характеристику звука, который обозначает буква М, опишите его.
М - согласный, звонкий(шапочка желтая), может быть твердым(ножка синяя) или
Мягким (ножка зеленая). Что делает наши согласные звуки твердыми или мягкими? (Гласные отдают им команды)
ФИЗИЗИЧЕСКАЯ М И Н У Т К А
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
3. Изучение нового материала.
Ребята, какова тема нашего урока? - Заглавная буква М.
Какая цель нашего урока? - Научиться читать и писать слова с этой буквой.
Открыли прописи стр. 22.
Из каких элементов состоит заглавная буква Л, а заглавная буква М? Чем они похожи чем различаются? Давайте попробуем её написать в воздухе. Хорошо. Положите правильно прописи, сядьте ровно. Пишем заглавную букву Л.
Посмотрите на вторую строку, какую букву мы видим? - Заглавную букву М. Пишем её. Молодцы.
Давайте прочитаем имена девочек, которые начинаются на буквы Л и М.
Мила, Марина, Лариса.
Почему эти слова написаны с заглавной буквы? Это имена девочек. А какие еще слова мы пишем с заглавной буквы? - Имена собственные, первое слово в предложении.
Взяли в руки ручки и пишем с печатного образца письменными буквами имена девочек.
Найдите имя, в котором два слога (Мила). Сколько слогов в словах Марина и Лариса?
- 3 слога.
Ф И ЗИЧЕСКАЯ М И Н У Т К А
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
А теперь все дружно встали,
Ручками похлопали, ножками потопали,
Пальчики сожмем и опять писать начнем.
4. Первичное закрепление изученного материала.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.
Что вы на ней видите? - Ромашку. Её лепестки - это буквы, которые мы с вами уже знаем.
А это кто? Это звуковички. Наши звуковички взялись за руки и образовали звуковые схемы слов. Посмотрите, пожалуйста, на них. К ним надо подобрать слова, используя буквы из ромашки.
-Молодцы. Дайте характеристику каждому звуку, данных слов.
Откройте прописи на странице 22. Найдите предложение
У Милы кот Пират.
Что такое предложение? Предложение - это два или несколько слов, связанных по смыслу.
Как мы узнаем, что это предложение?
-Первое слово пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться (.) (?) (!). Что стоит в конце нашего предложения? - (.). Как пишутся слова друг с другом в предложении? - Раздельно.
Назовите первое слово в предложении. - У(предлог). Предлоги со словами пишутся раздельно.
Второе слово - Мила(имя девочки). Имена пишутся с большой буквы.
Третье слово - кот.
Четвертое - Пират. Клички животных пишутся с большой буквы.
Пишем предложение.
5. Отработка изученного материала.
Взялись за руки друзья
И сказали: "Ты да я - это мы".
А между тем получилась буква М.
А сейчас я вам загадаю загадки.
Сам деревянный, а голова железная(молоток).
Сидит красная девица в темнице, а коса на улице(морковь).
Кто позабыв тревоги, спит зимой в своей берлоге(медведь).
Какой это мастер на стекла нанес и листья и травы и заросли роз? (Мороз)
Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.
А с какой буквы начинаются все отгадки? - С буквы М. а в каких случаях мы будем писать слова с заглавной буквы М? (В начале предложения и в именах собственных)
Итог урока.
Чем мы занимались на уроке? - Читали и писали.
Чему научились на уроке? - Читать и писать слова с заглавной буквой М.
Молодцы. Сегодня на уроке вы все очень хорошо работали. Были активными и внимательными. Завтра мы продолжим изучать букву М и звуки [м] и [м'].